Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Мир сегодняТолерантность

Алтарь, которого нам на хватает

Вадим Карелин

В 29 году до н.э. в третий раз в римской истории были закрыты двери храма Януса: пришел конец продолжавшимся более ста лет гражданским войнам. Лишь пять коротких мирных периодов знал воинственный Рим в течение первых восьми веков своего существования, и три из них пришлись на время правления императора Августа.

Алтарь Мира в Риме
Самого Августа трудно назвать пацифистом. Его путь наверх — это путь жесткого и бескомпромиссного политика. Усыновленный самим Цезарем, после его смерти он активно включился в борьбу за власть в Риме. Проявив чудеса политической дальновидности, в 43 году до н.э. создал триумвират вместе с Антонием и Лепидом, но уже к 31 году сумел устранить обоих конкурентов и добиться единодержавия. В 27 году он принял титул Августа (Возвышенного), положил начало новой форме правления (принципату) и вернул стране мир.

К. Ванлоо. Август закрывает двери храма Януса. 1765
Храм Януса, воздвигнутый, по преданию, царем Нумой Помпилием, находился на римском Форуме. Он представлял собой две большие арки, соединенные поперечными стенами, с двумя дверями, находившимися друг против друга. Когда принималось решение об объявлении войны, царь или консул отпирал ключом тяжелые двойные дубовые двери храма, и перед Янусом под арками проходили вооруженные солдаты. Когда война заканчивалась, двери храма закрывались.
Храм Януса. Гравюра неизвестного художника. 1883
Что-то изменилось в Августе в это время: предметом его заботы стали не войны и расширение и без того огромной империи, а мир и культурное возрождение страны. Неизвестны подлинные причины изменений, произошедших в душе первого римского императора и, как сказал бы Платон, размягчивших ее. Некоторые историки склонны объяснять их влиянием Ливии, третьей и самой любимой супруги Августа, но нам важно не это.

Важно и удивительно то, что впервые в мировой истории в пантеоне богов, почитавшихся на общегосударственном уровне, появилась Пасис — богиня Мира, известная в Греции как Эйрена. Она изображалась молодой женщиной с оливковой ветвью, кадуцеем, колосьями и рогом изобилия. Именно ей в ознаменование мира, установленного им на земле, посвятил Август Алтарь Мира — Ara Pazis. Алтарь был сооружен в Риме на Марсовом поле и освящен в 9 году н.э. Он представлял собой четыре мраморные стены без крыши, внутри на четырех колоннах стоял жертвенник. Шестиметровые стены алтаря были сплошь покрыты искусной резьбой — сценами из жизни основателей города Ромула и Рема, легендарного Энея, прародителя рода Юлиев и Августа, изображениями самого императора, членов его семьи и сенаторов, а также Матери-Земли. Растительный орнамент, украшавший алтарь, состоял из сплетенных листьев аканфа — растения, которым, согласно верованиям римлян, расцветет вся земля, когда на ней установится веселое и беззаботное правление бога Сатурна.

Алтарь Мира. Вид сверху
4 июля исполняется 2019 лет с момента закладки Ara Pazis — Алтаря Мира, ставшего ярким символом зрелости политической мысли. В этом году была закончена семилетняя реконструкция памятника, и теперь его вновь можно увидеть в историческом центре Рима.
Змей приносит жертву ангелам. Фрагмент рельефа стены Алтаря Мира
Но было бы наивным предполагать, что одного только декларативного обожествления мира было достаточно для того, чтобы объединить миллионы людей огромного государства. Людей, исповедовавших разные религии, принадлежавших к разным культурам, имевших разные традиции, разное образование, живших, в конце концов, на разных континентах. В свое время подобная задача стояла перед вторым римским царем — Нумой Помпилием. Тогда Нуме удалось объединить римлян и сабинян, враждовавших друг с другом, отвратив их взор от существовавших между ними различий и противоречий и обратив его к тому, что их объединяло. Нума разделил оба народа на цеха по профессиональному принципу и дал каждому цеху собственное божество — именно вокруг него сплотились люди. Нечто подобное предстояло сделать и Августу, но уже с огромной империей.

Что же сможет повести за собой и свободного гражданина, и раба, араба, египтянина и испанца, жреца Юпитера и последователя Ахурамазды? Что сможет стать таким объединяющим центром — идея, божество, человек, место? Есть ли вообще что-то, что будет святым для любого человека — независимо от его возраста, цвета кожи и религии, которую он исповедует? Август велик уже потому, что не побоялся задать себе этот вопрос и, обратившись к опыту древних, того же Нумы Помпилия, принять новые законы. «Новыми законами, введенными по моей инициативе, многие примеры древних, забытые уже нашим веком, я вернул, и сам многих дел примеры, достойные подражания, потомкам передал», — написал император в своих «Деяниях».

Центром столь необходимого объединения Август выбрал древнее понятие Конкордии — согласия. Но не формального согласия, а согласия сердца с сердцем (con-cordia — «с сердцем»). Согласия, объединяющего человеческие сердца. Согласия, объединяющего людей на основе универсальных ценностей. Август очистил от пыли времен и вновь вернул гражданам древние римские идеалы: fides — верность, pietas — благочестие, virtus — доблесть. И сделал это не на словах, а через лучшего посредника между идеалами и человеческими сердцами — культуру.

Аллегория Мира. Фрагмент рельефа стены Алтаря Мира
Император Август
Время правления Августа называют «Золотым веком» Римского государства во многом благодаря возрождению поэзии, литературы и иных искусств, которым император покровительствовал лично. Он окружил себя писателями и художниками, понимая, какое огромное влияние может оказать искусство на настроение и образ мыслей римлян. И сам присутствовал на публичных чтениях новых произведений. Чаще всего они происходили у его близкого друга Мецената. Меценат привлекал в свой кружок самых талантливых писателей и поэтов; он был сказочно богат и щедро вознаграждал лучших. Возможно, не без его влияния Август стал уделять культуре и искусству столь большое внимание.

«Я принял Рим кирпичным и оставляю его белокаменным», — любил говорить император. Ведущим искусством при Августе была архитектура. Строительство приобрело грандиозные масштабы: повсюду прокладывались дороги, водопроводы, возводились мосты. В Риме был сооружен Форум Августа, отстроены целые кварталы.

Во имя Рима, его величия и его идеалов, столь простых и понятных сердцу любого гражданина, строились дворцы и храмы, писались картины и поэмы, создавались исторические произведения и делались жертвоприношения. Это было так просто и так глубоко по сути — жить благодаря согласию и во имя согласия.

В самой большой и самой воинственной империи без оружия был установлен мир. И раз в год благодарные римляне приходили на Марсово поле, чтобы принести жертву на Ara Pazis, Алтаре Мира — Алтаре, которого нам так не хватает сегодня.




Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство