Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Мир сегодняТолерантность

Когда идеология оказывается полезной

Евгений Калинин

Незнание культуры собственной страны перестало считаться зазорным

Изображение с сайта: http://religion.ng.ru
Евгений Калинин: "Российская культура не исчерпывается культурой православной, но без нее она немыслима". Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Введение в средней школе предмета «Основы православной культуры» породило множество дискуссий и споров. С одной стороны, многие школьники сегодня ничего толком не знают ни о христианстве, ни о других религиях, а тем более о том, чем они друг от друга отличаются. С другой – возникают серьезные опасения: почему речь должна идти именно о православии и не лучше ли преподавать «Историю религий»? Не будет ли преподавание «Основ православной культуры» (ОПК) лишь прикрытием для того, чтобы навязать детям православие и заставить ходить их в храм? Не означает ли подобного рода инициатива, что власть хочет использовать православие в качестве новой идеологии?

То, что Русская Православная Церковь (РПЦ) поддерживает и всячески продвигает ОПК, вполне естественно. Не совсем понятно, почему это вызывает возмущение светских религиоведов, прекрасно знающих, что любая религиозная организация стремится к явному или неявному миссионерству. Возможно, миссионерская пассивность РПЦ за последние годы, особенно на фоне активности, скажем, протестантских проповедников, сформировала в обществе образ Церкви, отделенной от государства, причем высокой и глухой стеной. Безусловно, любые несоответствия этому стереотипу воспринимаются как аномалия. Хотя аномальными стоило бы считать скорее вялость и пассивность Православной Церкви в области миссионерства.

Не без основания в курсе «Основы православной культуры» видят угрозу введения «Закона Божьего». Несомненно, отрицать и игнорировать миссионерский характер этого предмета не стоит. Но стоит ли бояться православной миссии в школе? В преамбуле к Федеральному закону от 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» подчеркивается особая культурообразующая роль православия в истории России.

Мы не можем утверждать, что данный закон наделяет РПЦ какими-то особыми правами, так как преамбула не обладает законодательной силой. Тем не менее трудно оспаривать справедливость данного утверждения. Будет ли нарушением прав российских граждан, если дети в школах узнают о религии, которая сыграла особую роль в развитии духовности и культуры России? Пострадает ли высшее образование, если абитуриенты будут иметь более широкую культурологическую подготовку? Конечно, о «православной миссии» нужно говорить отчасти условно, учитывая, что преподавание должно вестись не в идеологическом, а в информационном ключе.

Как это ни печально, но на сегодняшний день незнание культуры собственной страны не считается зазорным. Принимая зачеты по курсу «История религий» на одном из гуманитарных факультетов весьма известного вуза, я был поражен низким уровнем знаний студентов по истории религий и, в частности, православия. Лишь один человек из трех групп сумел ответить на вопрос, что такое православный Символ веры. Варианты ответов были самыми фантастическими: одни предполагали, что это крест, другие, что это иконы, третьи говорили, что это Бог, четвертые, что это Библия. И дело даже не в том, что они плохо посещали курс «Истории религий». У студентов нет самых элементарных знаний о религии. В свою очередь, введение в школе дополнительного гуманитарного предмета могло бы благотворно сказаться на общеобразовательном уровне будущих студентов.

В связи с введением ОПК часто вспоминают о том, что мы живем в многонациональной стране, а потому обязательное преподавание лишь одной из религий может вызвать негативную реакцию представителей иных вероисповеданий и спровоцировать религиозный конфликт. Всякая политкорректность имеет свои разумные пределы. Вспомним печальный и отчасти комичный опыт американской школы, в которой празднование Рождества превратилось в некий абстрактный праздник, где нет места ни Христу, ни Санта-Клаусу, ни елке, где исключены малейшие намеки на христианское Рождество, а все потому, что в классе учатся не только христиане, но еще мусульмане и иудеи.

Уважать противоположные воззрения – не значит соглашаться с ними или пытаться найти некую «золотую середину», устранив при этом все различия. Разве знание культуры страны, в которой мы живем, вредит взаимопониманию между различными национальностями? Конечно, российская культура не исчерпывается культурой православной, но и немыслима без нее. Повредят ли мусульманам дополнительные знания о православии? Несомненно одно: конструктивный диалог между религиями возможен только на четком осознании вероучительных и культурных различий.

Следует отметить, что введение «Основ православной культуры» преследует и воспитательно-идеологические задачи. Само слово «идеология» уже вызывает страх и возмущение: «Опять нам хотят навязать идеологию!» Но свободен ли ребенок в светском обществе от идеологического влияния? Школьников мало касается идеология политическая, но идеология культурная затрагивает их в полной мере. Было бы странным отрицать идеологическое влияние рекламы, формирующей культ потребительства, многих современных фильмов, проповедующих насилие и убийство как социальную норму. Это идеология не целостная, она формируется спонтанно, бессистемно, а потому и воспринимается как нечто неизбежное, как «голос времени».

Православные идеалы во многом противостоят идеалам светского «общества потребления». Если курс ОПК сможет предложить альтернативу господствующему «клиповому» мировосприятию, построенному на примате материальных ценностей, то это можно только приветствовать. Некоторые молодые люди не видят в русской культуре ничего, достойного уважения и подражания. Не потому ли, что они просто не знакомы с ней?

Многие задачи могли бы быть решены в рамках уже существующих школьных дисциплин. Так, например, на уроках литературы школьники в пятом классе знакомятся с библейскими текстами, а в курсе обществознания преподаватель вполне может рассказать детям о православии. Беда в том, что удачная практика некоторых школ не затрагивает всей образовательной системы. В серьезной реформе гуманитарного школьного образования не так много заинтересованных лиц, чтобы она была реализована. Наиболее серьезные проблемы связаны с тем, как на практике будет реализовываться преподавание «Основ православной культуры» в школах? Кто будет вести этот предмет? Будет ли это фанатичная учительница, которая, вместо того чтобы ненавязчиво изложить детям материал, потащит их в храм и заставит исполнять православные обряды? Или это будет бывший политрук, капитан в отставке, который помимо предмета ОБЖ в качестве дополнительной нагрузки возьмется преподавать еще и ОПК?

Хотелось бы надеяться, что преподавание «Основ православной культуры» не станет откровенной профанацией, а также не превратится и в проповедь. Здравая критическая реакция со стороны светского общества является серьезным барьером для слишком яростных ревнителей веры. Да и внутри Церкви многие прекрасно понимают, что религия из-под палки не менее опасна для православия, чем воинствующий атеизм.

Оригинал статьи находится на сайте НГ-Религии




Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство