Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Мир сегодняЗлоба дня

Роберт Турман: "Ума - моя богиня"

Мария Свешникова

Роберт Турман Фото: (С) http://www.atv.ruОтец актрисы готовит в России Фестиваль восточного кино В Москву прибыл один из самых известных востоковедов современности, основатель "Тибетского Дома в Нью-Йорке", отец голливудской звезды Умы Турман, профессор Роберт Турман. Его визит стал первым шагом в подготовке нового российского кинофестиваля - Фестиваля Восточного кино. Для Роберта Турмана такая работа не в новинку - в июле а Америке он весьма успешно провел Фестиваль буддийского кино. О буддизме, творчестве, собственном опыте монашества и своей дочери Уме Роберт Турман рассказал обозревателю Страны.Ru Марии Свешниковой.

- Роберт, расскажите о себе, о том, как вы пришли к буддизму.

- Я родился в Нью-Йорке в 1941 году. В том, году, когда произошло немало трагических событий. И я вырос в довольно странной культуре, именуемой сегодня американской культурой. С самого детства я ощущал себя чужаком в этой культуре, потому что я никогда не чувствовал в себе готовность принять некоторые ее проявления. В церкви, куда я ходил, меня учили не пытаться познать природу этого мира, призывая поверить, что она такова, как есть. Но не приводили веских доказательств этому. А ученые говорили, что подлинная природа всего сущего - это материя, а мой ум - ничто.

Мне, в общем, нравилась моя жизнь - я ходил на вечеринки, учился в хорошей школе и оставался слегка безумен в молодые годы. Когда мне стукнуло 20 лет, в результате несчастного случая я потерял левый глаз, что повернуло меня по направлению к настоящей, истиной жизни. Пока я находился на лечении, я попросил принести мне труд Ницше "Так говорил Заратустра" и Германа Гессе "Сиддхартха" и "Паломничество в страну Востока", потому что мне показалось, что я найду там более реалистичную философию, подходящую мне.

Так, в начале 60-х я отправился в Индию, проехал через многие страны Ближнего Востока, встречался с суфийскими учеными, со многими святыми людьми, общался с ними. Но только получив возможность общаться с тибетцами, я понял, что среди них то место, где я хочу быть, не смотря на то, что Далай-лама был довольно молодым человеком. Здесь я хочу учиться. Эти люди гораздо прочнее стоят на земле, и это мне предстоит постичь, хотя, на первый взгляд, в этом не было ничего привлекательного.

Я начал работать в тибетской школе, попутно изучая тибетский язык и буддийскую философию, когда пришло известие, что в Нью-Йорке скончался мой отец. Мама попросила меня вернуться, и я купил себе билет в два конца: чтобы слетать в Америку и вернуться. Но за день до моего возвращения в Тибет, я отправился гулять в Нью-Джерси, и рядом с одним монастырем я встретился с калмыцким ламой, с одним из россиян (он очень гордился тем, что он - европеец, россиянин). И с того момента, как я познакомился с ним, началось мое действительное ученичество. При входе в монастырь у меня отказали ноги, у меня подвело живот, отнялся язык. Но я преодолел себя, и, когда несколько лам вышли мне навстречу, я пошел следом за ними внутрь. Меня спросили, что же я хочу. "Я хочу жить здесь". Они посмотрели на меня (а я был поход на афганского беженца, с длинными волосами, в странной одежде и с черной повязкой на глазу) и сказали "Не получится. Ты просто безумный американский подросток". Но потом решили, что мне надо научиться тибетскому. И может, в философских тибетских книгах я найду ответы на свои вопросы. Я сдал свой билет и остался при монастыре.

- Как вы стали первым тибетским монахом-американцем? И как оставили монашеский образ жизни?

- Когда в 24 года я встретил калмыцкого Шаджин-ламу, я был преисполнен энтузиазма, жажды деятельности. Я стремился к нирване, и все свое время я посвящал тому, чтобы углубить свои знания тибетского языка и буддисткой философии. Мне казалось, что жизнь монаха - это мое призвание. Но учитель сказал, что он не посвятит меня в монахи, потому что мне это не нужно. Я верил, что уход от мира - это самое разумное, а он предложил мне жить жизнью монахов, не выполняя формальную часть, не давая обетов. Потому что он считал, что это не моя карма, а я не смогу остаться монахом. Но я его не слушал, терзая просьбами о посвящении. Тогда он сказал, что отправляется к Далай-ламе, и если я хочу, то могу к нему присоединиться - вдруг тот решит посвятить меня в монашеский сан.

Он привез меня к Далай-ламе и сказал: "Вот американский парень, который хочет стать тибетским монахом. Он немного не в себе, но довольно умен. Он хочет учиться, и, возможно, Ваше святейшество, вы сможете помочь ему". Тогда Далай-лама был несколько подозрителен, он внимательно следил за мной в течение года, а я в это время продолжал изучать тибетский язык. В конце концов я настоял на своем, и он посвятил меня в монахи. Его святейшеству на тот момент было всего 29 лет, и он не имел такого обширного опыта с нетибетской аудиторией, а в тибетской культуре не считалось чем-то особенным стать монахом. Это было вполне почетно с одной стороны и обыденно с другой. Становясь монахом в Тибете вы обрекаете себя на особенное, совершенно безбедное существование. Вам не нужно ни о чем заботиться, у вас нет "проблем" со свиданиями. Я жил в монастыре какое-то время, а затем мне пришлось вернуться в Америку и начались трудности. Там не было не то, что тибетских монастырей с их устройством, но и никаких других буддийских. Кроме того, началась война с Вьетнамом, и вся Америка стала занимать определенную позицию, а я почувствовал, что, будто прячусь от событий, обязанностей, долга, что я устраняюсь от помощи, которую могу оказать. И, через какое-то время я принял решение снять с себя послушание. Надо сказать, что Далай-лама очень рассердился, когда узнал о моем решении. Только через несколько лет он смог примириться с моим решением. Тогда он встретился с двумя моими детьми, одной из которых была Ума. И он сказал, что если у его бывшего монаха и его жены родились такие замечательные дети, ему ничего не остается, кроме как простить меня.

- Вы одобряете фильмы, в которых играет ваша дочь? Как вы оцениваете ее творчество?

- В эти дни в Москве состоялась премьера фильма моей дочери, в котором она снялась. И меньше всего мне хотелось бы состязаться с моей дочерью в популярности. Что я могу сказать про Уму - она просто благословение, которое пришло в мою жизнь. Конечно, я чего-то жду от нее. Но моя дочь - моя богиня, я боготворю ее, я рад, что она моя дочь. Она намного важнее меня. Потому что она настоящая буддистка.

- Как вы считаете, вы достигли просветления, как мечтали в молодости?

- Я давно изучаю тибетскую философию. И, хотя я не достиг просветления, я знаю довольно много о просветлении, чтобы сказать, что я - не просветлен. И если на меня найдет временное помрачение, и я решу, что я просветлен, тогда моя жена и дети очень быстро укажут на мое заблуждение. Потому что они хорошо знаю, что я - не просветленный. За эти сорок лет я кое-чего достиг. Я стал более жизнерадостным, и мне пришло знание, как функционирует человеческий ум, о том, как человеческое сердце может быть закрыто, завязано в узел или становится открытым, живым. То, о чем я говорю, называется бесконечная жизнь. А бесконечная жизнь означает именно просветление.

- Что для вас буддизм?

- Когда люди слышат слово буддизм, они думают, что это такая религия. Но это не так. Согласно определению религии - это некая система верований, связанная с институциональным механизмом, иерархией, системой верований, с определенной этической и нравственной системой. Но Будда отличался от остальных отцов-основателей религий. Он и был бы счастлив преподать миру какую-то систему веры, учения. Он действительно встречался с Брахмой - творцом Вселенной. Но творец не заповедал ему: "Учи людей верить в меня, и тогда они спасутся". Вместо этого он направил Будду на изучение своей мудрости, чтобы он для себя смог обнаружить - какова она, природа реальности. Будда выполнил это и обрел некое "переживание", которое мы в наши дни называем буддизмом.

На самом деле, обретя просветление, он стал Буддой, что означает, он совершенно и полностью постиг: как работает этот мир, как работает ум, в чем причина страданий, где кроется возможность освобождения от страданий. И чем старше я становлюсь, тем больше я благодарен Будде за это открытие. И, хотя я не считаю, что являюсь фанатиком Будды, моя жена уверена, что я фанатик. Буддист не является символом какой-то религиозной догмы, религиозной идеи. Буддист - реалист.

- Что вы можете сказать об избранности?

- Как сказал Нео - герой фильма "Матрица", "каждый думает, что я - избранный". Мой учитель говорил, что каждый из живых существ, из людей втайне думает про себя, что он - тот самый избранный. Но он скрывает ее, потому что каждый из нас знает еще одно - никто с ним в этом не согласится. Никто из вас не думает, что он - Тот, и никто из ваших соседей не думает, что вы - Тот, но - Те. Все мы в совершенстве не согласны друг с другом. Даже, если мы были с кем-то в супружеских отношениях лет 50, вы не можете подумать, что ваша пара - Тот, избранный. Как раз об этом Будда и говорил: если вы - избранные, а вся Вселенная отлична от вас, на самом глубоком уровне жизни и смерти возникает ситуация, что вы против Вселенной, а Вселенная против вас. Можете ли вы допустить, что вся Вселенная против вас? Что вы существуете как отдельное эго, дистанцированное от всего мира? Мы не должны сражаться со Вселенной, мы в ней нераздельно связаны друг с другом. Если мы постигнем себя, как одну из многих сущностей, тогда мы поймем, что у нас нет необходимости бороться с остальными.

- Вы приехали готовить в Москве фестиваль Восточного кино. Что такое творчество?

- Теория Будды, или просветленная теория творчества не является религиозной точкой зрения. У творческих работников есть видение, которое высвобождает границы обычного. И, для творческого человека, важно показать прекрасное вместо обычного видения серой рутины. Поэт смотрит на кучу навоза и видит на ней игру цвета в каплях росы, замечая в них отсветы драгоценных каменьев. И, прочитав поэму поэта, кто-то может вдохновиться. Поймите, что вы не одиноки в этом мире, что гораздо реалистичнее позволить живым существам постичь свою жизнь, почувствовать дыхание другого существа. Я обычный профессор, но я постиг эти вещи, открытые мне Творцом. Для настоящего искусства важна сердечная связь между Творцом и личностью. Будда был великим художником, равно как и Иисус был великим художником.

Оригинал статьи находится на сайте Страна.ru


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство