Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Отдых для душиРодной край

Каргополь. Душа Севера

Татьяна Чамова

Каргополь
Каргополь

Люблю путешествовать по Русскому Северу! На его просторах чувствуешь себя не туристом или экскурсантом, а путе-шественником, готовым к особенным встречам. Потому как Русский Север не памятник культуры, — это живое, цельное пространство с тысячелетней историей. Таков и старинный русский город Каргополь, тихий, задумчивый и необыкновенно живой. Недаром его частенько называют душой Севера.

Въезжающего в Каргополь путешественника встречает красавица-река Онега, в самом названии которой тихая нежность и полнота. На пологом берегу живописно раскинулся город с невысокими домами и возвышающимися над ними белыми стенами и куполами храмов — скромная и очень родная картина древнего города, заснувшего у Вод Реки Времени.

Наверное, почти таким же выглядел он, когда в конце XIX века энтузиасты-ученые вместе с художниками, писателями, искусствоведами устремились на Север и нашли там то, что искали: древнюю красоту деревянных церквей, драгоценные россыпи легенд и сказок, народный язык, прозрачный, как родниковая вода, и нетронутую в своей красе природу, «край непуганых птиц». Об этом сказочном ощущении Севера писал в 1903 году Николай Константинович Рерих в статье «Подземная Русь»: «Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нем знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зеленые холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны. Сами варяги шли с Севера. Все ищем красивую древнюю Русь…»

Каргополь
Каргополь

Вдоль берегов Онеги, по древнему торговому пути к Белому морю шли странники — калики и, останавливаясь в деревнях, пели песни-былины. Их еще пели в начале XX века жители Обонежья и Кенозерья. Былинную историю, ведущую свое начало от Великого Новгорода, удалось записать Павлу Рыбникову. Тогда же Игорь Грабарь, исследуя храмы Каргополя, записал об одном из них: «Южная стена может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкуса».

Но поиски «красивой древней Руси» вскоре отошли далеко на второй план. Совсем иная слава была у Севера в послереволюционное, предвоенное и послевоенное время...

Интерес к Русскому Северу возродился в шестидесятые годы. Тогда его словно бы открыли заново. И Каргополь вновь стал местом паломничества любителей старины. Они отыскали мастеров-хранителей ремесел, записали сказки, песни, восстановили обряды. И вот уже 16 лет подряд на Троицын день съезжается в Каргополь на Праздник мастеров России народ творческий и рукодельный.

Открытость и естественная душевность каргопольцев — самое яркое и удивительное впечатление, которое остается в сердце от города. «Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и житейским смыслом я не видывал; он поражает столько же своим радушием и гостеприимством, сколько отсутствием корысти», — писал собиратель былинного эпоса А. Ф. Гильфердинг.

Каргопольцы шутят, что количество творческих людей, приходящихся на душу населения, в их городе самое высокое по стране. Заслуженные художники и народные мастера, живущие в этом городке, всегда искренне рады гостям и щедро делятся секретами своего искусства с каждым, кто приходит к ним в дом.

Каргополь
Каргополь

Почему здесь так хорошо? Красота природы, древние памятники… Да! Но есть еще один секрет — игрушка! В ней, в игрушке, живая сила человеческой души, через нее мудрая и добрая сказка находит путь к сердцу любого человека.

На мастер-класс к народному мастеру по глине и художнику Валентину Дмитриевичу Шевелеву попасть нетрудно: двери его дома-мастерской всегда открыты. Валентин Дмитриевич — потомственный гончар и удивительной красоты человек. Той особенной духовной красоты, которая присуща крестьянской интеллигенции — хранителям мудрой традиции. Спокойная доброжелательность во внимательном и светлом взгляде, неторопливый простой рассказ о своем деле, точные и красивые движения пальцев, превращающие кусочки глины в живые образы...

Валентин Дмитриевич лепит и приговаривает: «Ну вот, ноги готовы, теперь лошадка бегать может. Вот голова — теперь думать умеет. Вот она слышит (вылепил уши), теперь видит (наметил глаза). А вот теперь совсем живая, дышит (это наметив ноздри)».

Каргополь
Каргополь

И вот — чудо! Не только глина оживает под рукой Валентина Дмитриевича — оживают и люди. Его брат Владимир Дмитриевич рассказывает, что последнее время увлекся фотографией — снимает лица людей во время мастер-классов. Целебная сила творчества и глины, как говорится, налицо!

Есть еще один древний загадочный символ, который оживляет каждую каргопольскую игрушку. Круг, внутри которого — крест. Мастера говорят, что этот символ животворящего солнца передается по традиции с древних времен, а значит, история каргопольской игрушки уходит во времена мифологические, когда игрушка была не просто забавой, а образом божественных сил природы. Самые древние из них, пришедшие к нам с игрушкой, — это полкан, или кентавр, и берегиня. Символы богатыря-сеятеля и рождающей жизнь матери-сырой-земли.

Каргополь

Валентин Дмитриевич рассказывает, что самым легендарным человеком на Каргополье была мастерица-сказительница бабушка Ульяна Бабкина. Когда в послевоенные годы не стало в Каргополье шумных ярмарок и один за другим ушли из жизни старые гончары, она одна хранила традиции своей семьи, продолжала лепить бесхитростные и жизнерадостные игрушки. В шестидесятые годы вновь маршруты экспедиций пролегли по северорусским землям, были открыты заново мудрость и красота народной традиции, и имя Ульяны Бабкиной стало известно на выставках в Америке, в странах Европы, Азии.

И традиция продолжает жить. В мастерских центра народных ремесел «Берегиня» не только лепят глиняные игрушки, здесь ткут льняные холсты, делают крестьянские тряпичные куклы и всевозможные предметы быта из бересты и лоскутного шитья, запускают щепных птиц, а еще исследуют и собирают драгоценные зерна тысячелетней каргопольской культуры.

История игрушки, ощущение глины в руках не только открывают историю этого северного края, но и прокладывают дороги в будущее. Живой интерес к традиции привлекает на Каргополье многих ищущих, неуспокоенных людей, для которых древность не просто объект развлечения или любопытства, но потребность души. Благодарность и любовь к Северу стала доброй традицией российской интеллигенции. Живой огонь вдохновения согревает всех: и путешественников, и тех, кто и сегодня здесь живет и трудится.




Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство