Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


СимволизмЯзык символов

Ваджра. Жезл, разрушающий преграды

Дмитрий Зубов

Божество с грозным ликом, бодхисаттва Ваджрапани, заносит над головой ваджру в виде связанных в пучок, скрещенных молний, решительно отгоняя от рода людского его злейших врагов — тупость и невежество
Божество с грозным ликом, бодхисаттва Ваджрапани, заносит над головой ваджру в виде связанных в пучок, скрещенных молний, решительно отгоняя от рода людского его злейших врагов — тупость и невежество

Когда основателю буддизма Будде Шакьямуни пришло время покинуть этот мир и погрузиться в нирвану, он отправился в местечко Кушинара в Индии, встал на камень и обратился лицом к югу. На камне остались отпечатки его стоп как напоминание людям о пребывании на земле великого учителя. Внутри отпечатков людям открылись благотворные знаки, среди них — изображение алмазного жезла ваджры, важнейшего символа буддизма.

Истоки символизма ваджры нужно искать в Древней Индии. Согласно мифам, божественный мастер-кузнец Тваштар выковал ее для громовержца Индры. Это грозное оружие, «громовое копье» (или секира), схожее с молниями Зевса, имело форму диска со ста углами и тысячью зубцами. Именно оно помогло Индре одержать победу в решающем космическом сражении — схватке с Вритрой («Преграда»), демоном, препятствующим пробуждению жизни и движению небесных вод.

Как гласит буддийская легенда, Будда Шакьямуни, приняв из рук Индры божественное оружие, согнул открытые, гневно торчавшие зубцы и превратил ваджру в мирный скипетр, символизирующий кроткий, добросердечный характер новой религии. Впрочем, статуса «оружия богов» ваджра не утратила, но стоит помнить, что единственный враг, с которым буддисту дозволено вести бескомпромиссную битву, — это неведение. Для нас оно тоже своего рода преграда, мешающая проявлению лучших качеств души.

Спираль в средней части ваджры символизирует рождение мира
Спираль в средней части ваджры символизирует рождение мира

Шарообразный центр наиболее известной, традиционной формы ваджры — символ изначального состояния, зародыша Вселенной, точки начала пути. Ее рукоять представляет мировую ось, протянувшуюся между небом и землей, а два конца, каждый из которых подобен другому, отражают кажущуюся полярность мира. Два лотоса, вырастающие из центра, оканчиваются четырьмя лепестками-спицами. Вместе с центральной осью они составляют пять элементов с богатой символикой. В одном из ключей это пять проявлений чистой мудрости, потенциально присущих каждому человеку, и в то же время пять «ядов», или привязанностей, омрачающих наше существование. Выбор между стремлением к зеркально чистой, спокойной, совершенной, всепроникающей, истинной мудрости и привязанностью ко лжи, ненависти, вожделению, гордыни, зависти — остается за нами.

В тибетском буддизме ваджра приобрела особый смысл. Это слово образует название одной из ветвей буддизма — Ваджраяны, или «Алмазной колесницы». Тибетский эквивалент ваджры — дорже имеет то же значение и переводится как «Владыка камней», то есть алмаз. Подобно алмазу, пробужденное сознание имеет чистую, лучезарную, совершенную природу, а сам процесс мгновенного пробуждения, просветления подобен удару грома, вспышке молнии или искре, вспыхивающей в ограненном алмазе — бриллианте.

Подобно тому как алмаз являет взору разные оттенки цвета, но по своей природе прозрачен, душа благородного человека имеет множество проявлений, но в основе своей чиста. Подобно тому как звук колокольчика можно услышать, но нельзя им завладеть, мудрости можно достичь, но нельзя ее присвоить
Подобно тому как алмаз являет взору разные оттенки цвета, но по своей природе прозрачен, душа благородного человека имеет множество проявлений, но в основе своей чиста. Подобно тому как звук колокольчика можно услышать, но нельзя им завладеть, мудрости можно достичь, но нельзя ее присвоить

В этом значении ваджра близка знаменитому символу из европейской традиции — святому Граалю. В рыцарских легендах Грааль часто предстает не в образе чаши, а в виде благородного камня, упавшего с небес на землю. Поиск Грааля в средневековых сказаниях — это в первую очередь внутренний поиск истины, мудрости и смысла жизни, а это не что иное, как переход от обыденного к высшему состоянию сознания, говоря языком буддизма. Подобные изменения во внутреннем мире человека лучше всего иллюстрирует взаимосвязь графита и алмаза. Являясь по сути тем же элементом — углеродом, алмаз в процессе внутренней перестройки обретает иные, «королевские» достоинства: твердость и чистоту. Сродни буддийской ваджре и философский камень алхимиков, участвующий в процессе трансформации души человека. «Тот, кто нашел философский камень, сияющую драгоценность, Просветленный Ум в своем собственном сердце, — пишет знаток буддизма лама Анагарика Говинда, — преобразует свое смертное сознание в бессмертное, постигает бесконечное в конечном и обращает Сансару в Нирвану — таково учение Алмазной колесницы».

Алмазная природа ваджры символизирует также прочность, неуничтожимость и всепобеждающую силу учения Будды. Поэтому ваджра — непременный атрибут буддийских манускриптов, призванных разбить оковы невежества и освободить путь к познанию.

Во время ритуалов ваджра всегда используется вместе с буддийским колокольчиком, ручка которого сделана из половинки традиционной ваджры. При этом верующий держит колокольчик в левой руке, а ваджру в правой. Вместе колокольчик и ваджра символизируют соответственно женское и мужское начала, мудрость и пути ее достижения, пустоту как обитель просветленного сознания и сострадание ко всему живому как лучший способ достижения такого состояния.


Обсудить статью в сообществе Читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство