Статьи

НаукаЕстествознание

Сценарий развития Вселенной один, считают учёные

Керри Тэн

Эволюция во Вселенной. Изображение с сайта: http://www.astrosurf.org
Эволюция во Вселенной. Загадка неведомого Бога.
Представьте, что жизнь на Земле началась бы заново. Многие эволюционные преобразования повторились бы тогда почти без изменений, лишь с некоторой разницей во времени.

К такому выводу пришёл палеонтолог Калифорнийского университета (США) Герат Вермей.

Он считает, что некоторые пути развития жизни предсказуемы и жизнь на других планетах может быть не столь уж отличной от нашей.

«Практически при любых обстоятельствах наибольшим преимуществом обладают совершенно определенные качества живых организмов, поэтому, скорее всего, они появляются снова и снова», — сообщил Вермей.

Например, весьма сложно представить, что в процессе эволюции не появились бы семена растений, фотосинтез, минерализованная кость, а также разум и язык.

«Видеозапись» жизни

Иного мнения придерживался Стивен Джей Гулд, биолог из Гарварда, утверждавший, как известно, что, если бы можно было перезапустить «видеозапись» жизни, возникли бы совершенно иные формы. Гулд утверждал, что главную роль в развитии жизни играет случай, или «сопряжённость» обстоятельств. Так, на Земле вымерли динозавры и ведущее место заняли млекопитающие в результате случайного падения астероида 65 миллионов лет назад.

В своем исследовании, опубликованном месяц назад в журнале «Труды Национальной академии наук» (США), Вермей изучил 23 уникальных эволюционных преобразования, в том числе генетический код, пол, перья птиц, панцирь черепахи и язык общения человека.

Среди прочего в сферу интересов Вермея попали 55 преобразований, схожих у разных видов живых существ. Такая схожесть на языке учёных называется конвергентной эволюцией. Вермей, например, рассматривал в том числе такие формы конвергентной эволюции, как многоклеточные организмы, глаза, уши и механизм впрыскивания яда.

И вот какой он сделал вывод: основная часть уникальных преобразований (за исключением человеческого языка) появилась более 500 миллионов лет назад. Напротив, схожие преобразования возникли в нашей жизни гораздо позже.

Неверное представление об истории

Такое развитие жизни можно было бы объяснить, например, тем, что было нечто, ограничившее конвергентную эволюцию еще в самом начале истории Земли. Развивавшиеся в это время особенности каждого вида, если дело в этом, действительно стали бы уникальными и при малейшем изменении условий уже бы не появились.

Вермей сомневается в этом, потому что подобный путь означал бы, что с древних времен «мир изменился по своему индивидуальному закону».

Скорее, по его мнению, многие плоды эволюции оказались «уникальными» в связи с тем, что некоторые формы жизни вымерли, а их останки не окаменели и, следовательно, не сохранились.

С другой стороны, те преобразования, которые мы считаем уникальными, могли остаться в результате сильного влияния естественного отбора. Например, появившийся у простейших организмов генетический код обладал такими преимуществами, что, если бы потом появились другие разновидности генетического кода, они просто-напросто не смогли бы распространиться.

Не такие уж и чужие

Конечно, жизнь на Земле повернуть назад невозможно, но кто знает, может, когда-нибудь учёные обнаружат жизнь на Марсе, или, например, на спутнике Юпитера Европа, или на другом спутнике, где есть вода в жидком состоянии, или на какой-нибудь дальней планете, похожей на Землю.

Жизнь там может быть настолько чуждой нам, что, встретившись с ней, мы её даже не распознаем, если верна теория Гулда. Но если прав Вермей, далёкие миры могут быть похожими на наш, поскольку развивались они по одним и тем же физическим и эволюционным законам, действующим во всей Вселенной.

«Иные формы жизни внешне могут отличаться, но основные их свойства, способности и проявления будут такими же, как и у нас», — убежден Вермей.

Перевод: "Человек без границ".
Оригинал статьи находится на сайте LiveScience.com