Статьи

НаукаЕстествознание

Подделки в мире науки

Пилтдаунский человек
Череп пилтдаунского человека
Рекордное количество широко известных научных подлогов и фальшивок связано с исследованиями в истории, палеонтологии, археологии. Примеры подобных подлогов - например, "творческое редактирование" или произведение добавлений в древние манускрипты - прослеживаются со времен раннего Средневековья. Однако эра бурного научного прогресса дала множество новых образцов.

Вероятно один из наиболее поразительных примеров такого рода - история Джорджа Псалманазара\ George Psalmanazar. В 1704 году он прибыл в Англию, где рассказывал всем желающим (в том числе и серьезным ученым) о том, что был захвачен в плен аборигенами  острова Формоза (ныне Тайвань). Истории Псалманазара попали в морские лоции, книги по географии и т.п. Как выяснилось вскоре, Псалманазар просто-напросто выдумал язык, культуру, религию, календарь и нравы обитателей Формозы.

"Человек Зари". В 1912 году вблизи города Пилтдаун (Англия) были обнаружены древние осколки челюсти и черепа человека. Авторами открытия стали известный археолог Чарльз Доусон\Charles Dawson и энтузиаст науки Артур Вудворд\Arthur Smith Woodward. Они пришли к выводу, что "пилтдаунский человек" жил примерно 1 млн. лет назад. К тому времени в Европе были обнаружены останки неандертальца (жил 200-300 тыс. лет назад), а на Яве был обнаружен Гомо Эректус, которому было около 700 тыс. лет. "Пилтдаунский человек" обладал большим мозгом, - таким образом, это были старейший представитель гомо сапиенс. Его назвали Эоантропом Доусона\Eoanthropus dawsoni ("Человек зари Доусона").

В 1953 году антрополог Джозеф Винер\Joseph Weiner впервые усомнился в том, что эоантроп действительно существовал. Как показали многочисленные исследования, челюсть и зубы эоантропа принадлежали орангутангу, а часть черепа - англичанину, скорее всего современнику Шекспира. Ныне историки спорят о том, кто подделал древнейшего джентльмена Англии. Кеннет Федер\Kenneth Feder, автор книги "Обманы, Тайны и Мифы: Наука и Псевдонаука в Археологии"\Frauds, Mysteries and Myths: Science and Pseudoscience in Archaeology считает, что автором этой подделки может быть либо палеонтолог-любитель отец Пьер Тейр де Шарден\Pierre Teilhard de Chardin, принимавший участие в тех раскопках и прославленный писатель Артур Конан Дойл\Arthur Conan Doyle, который жил неподалеку и имел богатый опыт организации розыгрышей такого рода.

Архаерораптор. Изображение с сайта: http://news.bbc.co.uk
Останки архаерораптора
Архаерораптор. В 1950-е годы "черные археологи" из Китая обнаружили останки существа, которое было признано "недостающим звеном" между динозавром и птицей. Существо, имевшее облик птицы с хвостом динозавра. Оно было названо архаерораптором\Archaeoraptor, но позднее получило известность в качестве "пилтдаунского индюка" (намек на эоантропа). Исторические кости были вывезены из Китая и проданы частному американскому коллекционеру. В 1999 году журнал National Geographic опубликовал статью, в которой описывалось еще одно открытие, связанное с архаеораптором - кости птицы и динозавра были кем-то склеены.

"Рука Бога". Известный японский археолог Шиничи Фуджимура сделал множество открытий и получил прозвище "Рука Бога" за редкую удачливость. Он нашел множество свидетельств того, что японская цивилизация возникла в незапамятные времена. В 2000 году японская газета опубликовала две серии фотографий: на одной было запечатлено, как Фуджимура закапывает артефакты каменного века в ведущийся раскоп, на другой - как Фуджимура триумфально выкапывает эти исторические камни и черепки.

"Недостающее звено". Несколько лет назад неподалеку от Гамбурга были обнаружены останки человека, жившего примерно 36 тыс. лет назад. Это стало научной сенсацией, потому что эти останки могли являться "переходным звеном" между неандертальцем и современным человеком. Автором открытия стал профессор Райнер Протш фон Зайтен. Однако позднее, Франкфуетский Университет, где работал фон Зайтен, объявил, что профессор более не работает в его стенах, поскольку он систематически фальсифицировал артефакты каменного века. Человек "переходного звена", как показала экспертиза, проведенная Оксфордским Университетом\Oxford University, жил не 36 тыс. лет назад, а 7.6 тыс. Проверка иных находок профессора также показала, что он искусно "состаривал" артефакты. Однако нечестность профессора была доказана лишь после того, как он попытался продать университетскую коллекцию скелетов шимпанзе.

Оригинал статьи находится на сайте Washington ProFile