Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ПсихологияВнутренний мир

Безвыходное положение

Наталья Клим

Московское метроВ час пик на выходе из станции метро "Беляево", расположенной в спальном районе Москвы, шумно и людно. Здесь смена запрещающих надписей уже произошла. На стеклянных дверях красуется "Нет прохода" - белые слова в красных прямоугольниках. Прямо напротив них в стеклянной будке сидит седовласый по военному коротко стриженый работник метрополитена Николай Алексеевич, но в суматохе рабочего дня ничего не замечает: "Сменили указатели? А ведь действительно… Я как-то даже внимания не обратил. Ну и хорошо, что сменили! Всем давно известно, что "Выхода нет" - так нельзя писать: для людей в определенном состоянии чтение таких надписей плохо заканчивается!"

Оказывается, причиной замены запрещающих указателей послужил именно этот незамысловатый довод. "Перед тем, как переделать "выход" в "проход", никакого предварительного психологического исследования не проводилось. По крайней мере, я об этом не слышала, - рассказывает начальник пресс-службы Московского метрополитена Елена Крылова, - Решение о смене надписей было принято после обработки информации, поступающей к нам на пейджер от пассажиров". В русском языке "Выхода нет", кроме простого запрещения, имеет еще и негативный с точки зрения психологии смысл. Всю беспросветность и тоску этого словосочетания очень точно отобразил Александр Васильев лидер группы "Сплин" в одной из своих песен: "Нужно вписать в чью-то тетрадь кровью, как в метрополитене: "Выхода нет"". Было бы вполне логично, чтобы новый запрещающий слоган разрабатывали специалисты - лингвисты и психологи, однако работники метрополитена справились с этой задачей сами. "Мы посовещались и выбрали нейтральное "Нет прохода", - поясняет Елена Крылова, - Конечно, альтернативный вариант "Выход с другой стороны" звучит гораздо оптимистичнее, но на дверях размещать такую длинную фразу бессмысленно. В указателе должно быть не больше двух слов, иначе пробегающий мимо пассажир не успеет ее прочитать".

Хотя официально о новых надписях объявили только в сентябре, работа по их замене идет уже в течение года и на сегодняшний день практически завершена. Казалось бы, самое время праздновать победу здравого смысла. Теперь пассажиров больше не будет травмировать мрачное "Выхода нет", а значит, можно предположить, что число суицидов и депрессий среди них уменьшится.

Впрочем, это мнение разделяют не все. Руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии доктор медицинских наук Александр Немцов к нововведению относится скептически: "Большого смысла в замене я не вижу. Надпись, которая постоянно перед глазами, читается только один раз, а потом на нее никто не обращает внимания. Я абсолютно уверен, что с появлением указателя "Нет прохода" статистика депрессий и самоубийств по городу не изменится. Проблема-то не литературная, а медицинская!" Получается, что надпись "Выхода нет", которую пассажиры ежедневно видят в метрополитене, на их сознание практически не действует.

А как обстоят дела с подсознанием? На этот вопрос отвечает сравнительно новый раздел психологии - нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Один из важнейших его постулатов гласит: любая фраза суггестивна, то есть влияет на человека. Если у нее несколько значений, мозг их анализирует одновременно: что-то сознательно, что-то бессознательно. И на выходе мы получаем суммарный ответ, причем совсем не обязательно, что реакция на указатель "Выхода нет" будет негативной. Тут все зависит от типа мышления пассажира, его характера и настроения. Один человек может слегка опечалиться, другой настроится на поиск выхода, а третий вообще привык все делать наоборот, поэтому пойдет под запрещающий знак. Кстати, последняя модель поведения в большей мере характерна для российского менталитета.

"Чтобы фраза "Выхода нет" подействовала негативно на подсознание, у человека должна быть сильно снижена критичность восприятия, то есть он должен находиться в состоянии полной прострации. Такие люди в метро обычно не ездят - они лежат в психиатрических клиниках, - считает генеральный директор Московского центра НЛП Андрей Кениг, - Появление указателя "Нет прохода" вряд ли отразится на ситуации с депрессиями и суицидами. Даже если и будут колебания, то в пределах среднего. Вообще-то, слово "проход" имеет даже больше значений, чем слово "выход". Я не удивлюсь, если в связи с заменой надписей у пассажиров метрополитена участятся запоры…" По мнению Андрея Кенига, вместо "Нет прохода" рациональнее было бы использовать указатели "Выход справа", "Выход слева" или "Выход" и рядом стрелочка.

Известный российский веб-дизайнер и страстный любитель метро Артемий Лебедев предлагает свой вариант решения проблемы: "Чтобы улучшить состояние пассажиров, я бы не стал переделывать уже существующие надписи, а решал конкретную задачу: доходчиво объяснял, где выход, а где вход. Например, наклеил бы на все двери метрополитена специальные пленки с односторонней зеркальной поверхностью. Где выход запрещен - зеркало, в него никто не пойдет. С обратной стороны такая дверь прозрачная - видно, что за ней находится - можно входить". Депрессия forever. © J. Brooks Slaughter, II

Сложилась парадоксальная ситуация. Психологи считают, что надпись "Выхода нет" не влияет на психическое здоровье пассажиров, а работники Московского метрополитена, да и сами пассажиры, уверены в обратном. Из тридцати девяти опрошенных в метро граждан в возрасте от 18 до 65 лет новый указатель "Нет прохода" одобрили тридцать пять. Откуда же взялась такая мощная уверенность, что надпись "Выхода нет" увеличивает количество депрессий и суицидов в метрополитене?

Формирование общественного мнения началось с того, что в российских СМИ проскользнула информация: "В 60-е годы XX века в одной из западных подземок резко повысился уровень самоубийств, предположительно, дело происходило в Лондоне. После того, как все указатели "Выхода нет" поменяли на "Выход с другой стороны", суицидов стало меньше". Эту историю регулярно перепечатывали не только разнообразные сайты в Интернете, но и весьма уважаемые печатные издания. Но есть ли в ней хоть небольшая толика правды?

Представителя пресс-службы Лондонского метрополитена Стюарта Росса (Stuart Ross) вопрос о суицидах и замене табличкек в Англии удивил: "Я никогда и ничего не слышал о смене указателей в лондонском метро. Более того, лично я сильно сомневаюсь, что подобные надписи могут оказывать хоть какое-то влияние на количество самоубийств в подземке". Выходит, мы имеем дело с вымыслом! Но, может быть, дело происходило в другой стране?

Представитель пресс-службы Берлинского транспортного объединения (BVG) Петра Ритц (Petra Reetz) тоже ни о чем подобном не слышала: "Смены надписей у нас не было, а в целях профилактики самоубийств мы используем освещение повышенной яркости на станциях метрополитена". Во Франции и в Америке указатели, обозначающие запрещение выхода, тоже не никогда не меняли. В Нью-Йоркском сабвее встречаются как надписи "No Exit", так и "No Entry". Впрочем, английский язык более прямолинеен, чем русский: второго "психологически-негативного" смысла у этих надписей нет. В Париже на дверях метро пишут "Passage interdit", что дословно переводится как "Проход запрещен", а "Sans issues", аналогичное нашему многозначному "Выхода нет", используется на дорогах для обозначения тупиков...

Жирную точку в загадочной истории об английских самоубийствах в подземке поставил заместитель директора Института криминологии при Национальном университете Ирландии (Дублин) профессор Иэн О'Доннелл (Ian O'Donnell). В девяностые годы он занимался проблемой суицида в лондонском метро, в частности, брал интервью у выживших самоубиц, выясняя мотивацию их поступков: "Все выбирали способ ухода из жизни вполне осознанно, а не под влиянием случайных импульсов, таких как, например, увиденная надпись в метро. Просто вероятность умереть под колесами поезда гораздо выше, чем от отравления, перерезания вен и т.п."

Как говорится, комментарии излишни… Триллер об английских пассажирах-самоубийцах и о том, как в западном метрополитене убрали надпись "Выхода нет" - русская сказка, которая сегодня уже стала народной. Кто и зачем ее выдумал? Неизвестно. Одно из наиболее правдоподобных объяснений: первоапрельская шутка некого психологического издания.

Неужели, широкомасштабная акция Московского метрополитена по замене указателей - сплошная профанация и пользы от нее никакой? Ни в коем случае! Во-первых, проведение серьезной кампании, которая привлекает внимание огромного количества людей, повышает рейтинг ее устроителей. Следовательно, есть шанс увеличить стоимость рекламы в метрополитене и выбить у города больший бюджет. Во-вторых, какая-никакая, но это забота о здоровье пассажиров. Если транспортная служба думает даже о таких тонкостях, как надписи, значит ей можно доверять. Не исключено, что нововведение вернет в подземку тех москвичей, которые после взрывов в метрополитене не решаются туда спуститься.

В конце концов, так ли уж важно есть ли научные доказательства благотворного влияния новой надписи на психику или нет? Тут как в религии - главное верить и все будет хорошо.

Оригинал статьи находится на сайте МедНовости.ru


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство