Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Философия Вечная философия

Аристотель (384–322 гг. до н.э.)

Илья Барабаш

Не знаю, что вы об этом думаете, но вот Аристотель утверждал — и я бы не стал с ним спорить, — что философия начинается с удивления. Удивления перед бесконечным миром с безумным множеством всего существующего в нем, перед жизнью. Удивления, рождающегося потому, что мы ощущаем свое собственное неведение и хотим познать и понять тайны, окружающие нас... Неплохое начало?! Остается только пожелать, чтобы удивление не покидало нас и дальше.

Платон и Аристотель на фреске Рафаэля «Афинская школа»
Платон и Аристотель на фреске Рафаэля «Афинская школа»

Аристотель. Завершение, финал античной мысли. «Князь философов», чьи идеи на долгие годы, долгие века определили основные направления развития философской мысли, а стало быть, и культуры Западной Европы. На знаменитой фреске Рафаэля его правая ладонь, простертая горизонтально, обращена к земле, к чувственному, Аристотель словно пытается охватить, ощупать весь мир явлений. Его учитель Платон рядом с ним поднял перст вверх, указуя на доступный лишь разуму мир архетипов. Две величественные фигуры. Два учения, два пути, две судьбы. Вечное противостояние и дополнение.

Широк круг интересов Аристотеля: география, жизнь животных, логика, политика, физика, поэтика, этика, риторика — трудно найти тему, которой бы он не коснулся. Наблюдение, анализ увиденного, сравнение, разделение общего и частного в явлении были его методом. Он был первым систематизатором знаний о природе. Заложил фундамент нынешней европейской науки, основанной на описании и классификации явлений. Впрочем, возможно, завтра родится другая наука, совсем не похожая на эту, как есть и другие, «не-аристотелевские» логики. Возможно, сегодня многие его представления о мире покажутся наивными. Но есть область, в которой его идеи не устаревают. Как не устаревают вопросы, которые задает себе каждый человек, в какое бы время он ни жил. Это область этики, это вопросы о счастье. Именно к этим вопросам хочется обратиться, оставив в стороне достаточно громоздкое аристотелевское мироздание с полусотней сфер, усвоенное впоследствии христианской теологией.

Благо — высшая и конечная цель действий человека во всех сферах нашей жизни, считал Аристотель. Так, врач стремится достичь выздоровления своего пациента, видя в этом благо, а полководец по той же причине добивается победы в войне. Однако мы говорим о благе человека именно как человека, а не как мастера в том или ином деле. В чем же оно? И с другой стороны, если присмотреться к нам самим, мы увидим, что для одного благо — в обладании чем-либо, для другого в наслаждении, для третьего в успехе, а для четвертого в чем-то еще...

Давайте поразмыслим вместе с Аристотелем. Благо не может быть в богатстве, так как богатство лишь средство, а благо — цель. Успех же больше зависит от других, чем от нас самих. Нельзя также не предположить, что благо человека должно отличаться от свойственного животным, как, например, в случае простого стремления к удовольствиям. Аристотель говорит о трех частях души человека — растительной, животной и разумной. Благодаря первой мы растем и живем как существа биологические, благодаря второй чувствуем, испытываем желания и страхи, страдаем и радуемся. Благодаря третьей постигаем мир и самих себя, она — нечто трансцендентное, божественное в нас. Вечное и неизменное. Ветшает тело, но высшая часть нашей души не подвержена старости. Так что же будет для человека лучшим, истинно человеческим благом? Нечто связанное с разумом — добродетель. Моральное совершенство, не свойственное никому, кроме человека. И жизнь души в согласии с добродетелью есть счастье.

Разум — высшее в нас начало — рождает добродетель, устанавливая всему правильную меру. Смотрите: добродетель щедрости — разумная середина между расточительством и жадностью, мужество — между трусостью и безрассудством. И все они не даются человеку богами, а воспитываются. Как скульптор оттачивает мастерство с резцом в руках, так и совершенство в добродетели требует повседневной практики. Но именно эта практика приводит человека к блаженству и счастью. Ведь вряд ли мы засомневаемся в ответе на вопрос, кто более счастлив: щедрый или жадный, мужественный или трусливый?

Как при желании увидеть свое лицо мы смотримся в зеркало и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга. Ведь друг, как мы говорим, — это второе я. Итак, если радостно знать самого себя, а знать себя невозможно без помощи друга, то самодовлеющий человек должен нуждаться в дружбе, чтобы познать самого себя.

Обратить к нравственному совершенству большинство рассуждения не способны, потому что большинству людей по природе свойственно подчиняться не чувству стыда, а страху и воздерживаться от дурного не потому, что это позорно, но опасаясь мести.

Самому любить лучше, чем быть любимым: любить — это некое действие, доставляющее наслаждение и благо, а быть любимым не вызывает в предмете любви никакой деятельности. Тем не менее люди из честолюбия предпочитают быть любимцами, а не сами любить, поскольку быть любимцем связано с каким-то превосходством.
Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.

Мужественные совершают поступки во имя прекрасного. В противном случае мужественными, пожалуй, окажутся даже голодные ослы, ведь они и под ударами не перестают пастись.

Совершенная же дружба бывает между людьми добродетельными и по добродетели друг другу подобными, ибо они одинаково желают друг для друга собственно блага...

Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому.

Аристотель







Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»

Подписаться на журнал «Человек без границ»








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





голограммы - наклейки

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство