Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоТеатр

Действую, мыслю, существую!

Интервью с актером театра и кино, режиссером, Народным артистом СССР, художественным руководителем Московского театра имени М. Н. Ермоловой Владимиром Андреевым


Владимир Андреев

Владимир Алексеевич, вы уже много лет руководите театром имени Ермоловой, преподаёте актёрское мастерство в ГИТИСе. На ваш взгляд, меняются ли зрители, студенты, которые к вам приходят?

Человек не меняется — меняются обстоятельства, при которых он существует либо которые он же себе и навязывает своими изобретениями, опытом, практикой своего существования. Человек начинает приспосабливаться к материальным обстоятельствам, которые сам же и породил. По-разному можно к этому относиться. Но вот иной раз смотришь на молодого человека, а у него в глазах уже иссякла жизненная энергия: он как-то существует, он живёт, он ходит, что-то делает, чем-то питается, что-то пережёвывает, но искреннего желания что-то находить, пусть совсем и скромно, уже нет.

Была такая удивительная женщина — Мария Иосифовна Кнебель, ученица Станиславского, долгие годы руководила кафедрой режиссуры в ГИТИСе, теперешней Академии театрального искусства. Она говорила, что иногда встречаешь человека старого, а у него такой азарт в глазах, такое желание жить! А потом видишь некоторых студентов, а у них уже тоска, оттого что им надо что-то читать, зубрить, постигать, — и делается грустно. Но слава Богу, есть ещё молодые люди, которые серьёзно относятся к опыту старших и у которых есть желание достигать чего-то в жизни. Они не то чтобы странные — скорее пытливые; они бегут от того, что предначертано сегодняшним днём, от увеселений толпы, а хотят знать, что было, может быть, что будет. Такие люди помогают и тебе существовать.


А как совместить уважение к опыту старших с желанием достичь в жизни чего-то своего?

Я часто вспоминаю Льва Николаевича Толстого, который говорил, обращаясь именно к молодёжи: незачем открывать то, что было открыто до вас. Берите, что вам нужно, из того, что открыто, и идите дальше! Несколько перефразируя классика, скажу так: зачем пережёвывать то, что не тобой сделано? Иди дальше! Будь скромным, но дальше всё-таки идти надо. Вот она, жизнь: действую, мыслю, существую. Очень важно обладать способностью мыслить, страдать за других, что сегодня не всегда встречаешь. Сегодня чаще сталкиваешься с противоположным: быть другом, интересоваться чужой болью — зачем это, когда своих забот хватает?


Может ли культура, искусство изменить ситуацию в лучшую сторону? Может ли помочь человеку стать человеком?

Да, и уже рождаются очаги, где есть желание постигнуть, понять, узнать, а потом что-то полезное сделать, где сохраняется творческое начало. Пусть это только очаги, но им не гаснуть! Нельзя их глушить попсовой, массовой культурой. Всё ведь зависит от того, как мы ныне живущие передаём свою боль, свои надежды, свою веру и своё желание действовать. Я сейчас говорю не о том, что нужно консервативно относиться ко всему, что рождают молодые умы, молодые сердца или молодые темпераменты. Нет! Ни в коем случае! Но отсутствие культуры: культуры восприятия, культуры оценки, культуры общения — рождает толпу. Пастернак писал в своё время:


П. Устинов.
П. Устинов. «Фотофиниш».

Сэм80-летний —В. Андреев,
Сэм20-летний —П. Галич

Мне к людям хочется, в толпу,
В их утреннее оживленье.
Я всё готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени...


А Томас Манн писал, что в театр приходит толпа, а уходит из театра народ. А сегодня представителей толпы и не заманишь в театр, хорошо, что хоть народ приходит. Если есть возможность прививать то, что может быть полезно не только тебе, если ты в течение жизни накопил что-то полезное (пусть это и не глобально) — уже можно нести это людям. Это мы и пытаемся делать в своём театре.

Я вдруг подумал: сейчас существуют специализированные школы с уклоном в искусствознание. Но обыкновенных школ намного больше, и почему бы не сделать уроки искусствознания в каждом классе? Приходили бы на занятия люди известные, культурные, знающие и прививали ученикам страсть не только к компьютерным игрушкам или мобильным телефонам, в которые утыкается юное существо и уже вылезти из мира электроники не может, а прививали бы интерес к книге, к рисунку, к живописи. Луначарский чуть ли не во время военного коммунизма, в разрушенной стране вводил культурологию в школах. Независимо от того, чем они дальше занимались в жизни, ученики сочиняли, режиссировали, играли, рисовали. Какая прекрасная идея!


Что для вас лично значит «Быть Человеком»?

Я научился радоваться чужой радости. Я научился признавать то, что сделано другими (пусть и не самыми любимыми мною) людьми и заслуживает признания, что можно брать на вооружение в своём творчестве. Я научился радоваться не только своим достижениям и благим делам. Это очень серьёзное завоевание, которое подарила жизнь.

Моя бабушка перед уходом в мир иной говорила мне: «Нашёл — молчи. Потерял — молчи». Я тогда, смолоду, подумал: «Что за дурацкая мысль!» А потом понял: нашёл, открыл, сделал — не ори по этому поводу. Что ты такое сотворил, что тебя это сделало великим? С достоинством отнесись к тому, что ты обрёл. Потерял — большое ли, маленькое ли, что-то очень важное в жизни — не закатывай истерику, не визжи, не расплёскивай силы напрасно. Тогда ты будешь человек. Потому что когда человек начинает много громко страдать, то уже не отличишь и не заметишь, как переступается порог подлинного страдания и показного.

И ещё. Сегодня немодно говорить о добре, а иногда и опасно. Но стремиться понять всем своим существом, что нести добро — независимо от того, какого оно веса, — это такое интересное, такое полезное занятие! Потому что оно человека обогащает, делает талантливее. Про человека, несущего добро людям, можно сказать: «Се человек!»


Звучит как кредо...

Наверное, так. Я так и пытаюсь жить. Я человек грешный, человек, наверное, верующий, но не всегда на деле исповедующий все основы, все постулаты библейские, евангельские. Но такие понятия, как предательство, хамство, подлость во имя достижения целей не мои категории. Это совершенно очевидно, об этом я говорю твёрдо.

В народе говорили: «Господь терпел и нам велел». Преодолевая боли и трудности, а иногда просто принимая боли и слабости, трудности людей окружающих на себя, понимаешь, как они обогащают твою жизненную практику и многому научают.


А что вам помогает преодолевать трудности?

Может, мой ответ покажется странным, уж больно он простенький: смирись, гордый человек, если тебя ударили. Это не значит сдайся, это не значит: попирайте моё человеческое достоинство, нет. «Смирись, гордый человек» — это сродни пастернаковскому «...Но пораженье от победы ты сам не должен отличать». Собери свою волю, собери своё умение не ненавидеть, а сострадать и помучайся день или два. И что-то тебе поможет на третий день проснуться и самому себе сказать: «Ты мыслил, ты чувствовал, корни неудачи, боли изучил и освоил. Живёшь? Живёшь. Вот и выбирайся разумно из этого положения, понимай, что безвыходных положений не бывает». Они могут быть разные, эти выходы. Самый разумный шаг в поисках выхода — это необходимость осмыслить, прийти к решению и продолжать жить, действовать.


Или, может быть, начать новую жизнь?

Когда люди говорят о новой жизни, но разговоры их не рождают желания действовать, творить, приносить пользу не только себе, но и своим ближним — это занятие бессмысленное. А если человек, просыпаясь утром, говорит себе: я должен сделать то-то и то-то, ставит себе задачу, пусть и самую скромную, но из серии «что я сегодня должен осуществить?», то с помощью головы и сердца он выстраивает своеобразный план поведения для того, чтобы оставаться человеком действующим. Действовать нельзя без осознания, что ты должен сделать. Я живу именно так, хотя я уже стар. Но если я перестану действовать, то, боюсь, что всё — у меня пропадёт интерес к жизни. Я не знаю, сколько мне Господом отведено ещё жить на этом свете, но мне интересножить, мне интересно встречаться с людьми. Банально сейчас скажу: желание что-то сделать во благо, принести добро независимо от его масштаба движет человеком, который способен мыслить и страдать за других.


Вы часто в своих ответах возвращаетесь к тому, что человеку важно научится мыслить и страдать за других. Это ваш философский подход?.. А что вообще для вас философия и есть ли ей место в вашей жизни?

Г. Гауптман.
Г. Гауптман. «Перед заходом солнца».
Маттиас Клаузен — В. Андреев

Философия в жизни человека возникает тогда, когда в результате полученного опыта у него накапливаются вопросы. Более того, если человеку для осуществления задуманного надо что-то преодолеть, он не может обойтись без размышления. А размышления тождественны философии. Сначала рождаются чувства, затем следует попытка их осмысления — чувство рождает необходимость мыслить. А мысль подталкивает к действию. Я, может, по-своему определяю всё это, но для меня этот процесс не может быть вне философии. Я мыслю — я существую. Я чувствую — я существую.


Говорят, что философия невозможна ещё без одного чувства — чувства юмора...

У Бернарда Шоу есть такая мысль: человек, который не способен подсмеиваться над самим собой, либо крайний эгоист, эгоцентрист, либо идиот. Я для себя говорю так: если ты способен подтрунивать над другими, но не способен делать этого в собственный адрес, значит, ты себялюбец. Я всё время посмеиваюсь над самим собой, и очень часто мне это помогает выкарабкиваться из трудных ситуаций. Без юмора в наше время просто не обойтись.

Правда, есть такие ситуации, когда смеяться грешно, когда лучше остановиться, оглянуться и задуматься, чтобы не насмешить окружающих и самого себя тем, что сотворил, какую глупость сказал и сделал. Но юмор — это помощник в жизни во все времена!

Юмор помогает творчеству, юмор помогает осознать себя. В «Двенадцатой ночи» Шекспира мой персонаж Феста, старый шут, на самом деле самый мудрый человек в этом произведении, человек, идущий через века, говорит, что с врагами лучше, потому что друзья тебя захваливают и делают из тебя идиота, а враги напоминают тебе о том, что ты осёл, и таким образом помогают познать самого себя. Непросто, конечно, получая пинки от врагов, сохранять юмор, но иногда ты можешь услышать лукавое, что захваливает тебя человек, значит, ему либо что-то нужно от тебя, либо он задумал против тебя какой-то не очень благовидный ход. Но когда ты вовремя с помощью юмора всё это заранее прослеживаешь и продумываешь, то легче потом ответить на готовящийся против тебя ход, не впадая в истерику. Юмор помогает сохранять самого себя.


Юмор помогает вам сохранять себя, а что делает вас счастливым?

Многое. Например, то, что мы сейчас с вами разговариваем и я могу что-то осмысливать заново, проверяя себя: просто я болтаю или ещё раз проверяю фундамент своей веры, положения, в соответствии с которыми я пытаюсь жить.

Я чувствую себя счастливым, если человек мне близкий, оступившись однажды, дважды или трижды, вновь нашёл опору и, может, завтра будет чувствовать себя не беспомощным, а нужным, небесполезным. И меня посещает если не полное, то от надежды идущее счастье.

Я чувствую себя счастливым, когда вижу детей (и своих, и чужих), которых разумно воспитывают и приобщают к жизни их родители. И я становлюсь счастливым, когда рядом со мной есть такие люди, которые делают счастливыми детей.

Вопросы задавал Максим Климов










Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»

Подписаться на журнал «Человек без границ»








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство