Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоЖивопись

Тайна улыбки Моны Лизы разгадана

Росселла Лоренци

Мона Лиза. Фрагмент
Мона Лиза. Фрагмент
Миллионы невидимых точек скрыты в загадочной улыбке Моны Лизы, пишут в исследовании, представленном на этой неделе на выставке «Мысль Леонардо: в мастерской универсального гения», которая продлится в Галерее Уффици во Флоренции до января 2007 года.

Полотно «Моны Лизы» представляет собой несчетное число слоев точек, нанесенных раздельными мельчайшими мазками.

Эта техника чем-то напоминает пуантилизм, систему, принятую французскими неоимпрессионистами в конце XIX века, считает Жак Франк, консультант «Центра Арманда Хаммера по изучению наследия Леонардо да Винчи» при Калифорнийском университете (США).

«Такой способ мельчайшего разделения тонов существует со времен Древнего Рима, — сообщил Франк. — Леонардо не выдумал эту технику, но он довел ее до высшей степени совершенства».

Эта техника рисунка получила название сфумато, от итальянского слова fumo, «дым». Она придает изображению объем за счет того, что живописец очень тонко сочетает свет, тень и контуры.

Леонардо так и не написал о том, как ему удавалось столь незаметно объединять свет и тень.

Единственный намек на технику сфумато встречается в его заметках «Обучение живописца», где он советует, «чтобы твои тени и света были объединены без черты или края, как дым».

Франк исследовал все работы Леонардо, применяя, по его словам, «археологический подход».

Например, Франк заметил, что в картине «Изучение драпировки сидящей фигуры», выставленной в Лувре, Леонардо применял мелкие мазки, чтобы передать объем драпировок.

«Мазки здесь видны, поскольку он пишет темперой, — заявил Франк. — В картинах маслом, напротив, очертания скрыты благодаря тонкому слою глянца или глазури».

Франк, сам художник, с восьми лет делал копии работ Леонардо. Вслед за мастером используя метод мельчайших мазков, он в шесть этапов воспроизвел глаз Моны Лизы, и его картина также представлена на выставке в Уффици.

Он обработал гипсом и животным клеем деревянную панель из тополя, подобную той, на которой Леонардо в 1503 или в 1506 году писал «Мону Лизу». Затем он измельченным черным мелом с помощью кисти нарисовал глаз; специальным полупрозрачным раствором на основе масла смягчил линии мела и ретушировал детали микроскопическими мазками. Чтобы соединить всю картину, ему пришлось нанести множество слоев точек.

По мнению Франка, глаза и улыбка в картине Леонардо содержат 30-40 мазков на один квадратный миллиметр, то есть Леонардо работал как миниатюрист.

«Он писал чуть ли не по одному миллиметру в день, — считает Франк. — Это означает, что, скорее всего, Леонардо создал свою «Мону Лизу» за десять лет».

Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини, Мона Лиза, до самой смерти Леонардо (а жил он с 1452 по 1519 годы) приводила в восторг ценителей искусства.

В XVI веке живописец и историк искусства Джорджио Вазари назвал ее улыбку «божественной, а не человеческой». Среди многих попыток раскрыть загадку ее улыбки были и версии, что эта аристократка счастливо улыбалась, будучи беременной, или что она страдала от астмы, у нее лицевой паралич, или она привыкла скрежетать зубами.

Версия Франка вызвала споры среди историков искусства.

«Я никоим образом не разделяю эту теорию. Несмотря на то что Леонардо использовал технику сфумато, его краски лежат плотно, — возражает Мартин Кемп, исследователь творчества Леонардо, профессор истории искусства из Оксфорда. — Я видел „Мону Лизу“ под лупой и не заметил ни одной точки».

Фрэнк утверждает, что различить точки под лупой невозможно.

«Свет проникает через каждую точку, создавая эффект отражения, дифракцию, и диффузию. Поэтому кажется, что поверхность изображения однородная, — сказал Фрэнк. — Точки неразличимы. Более того, в моей копии точки полностью исчезли через три года. Вероятно, то же самое произошло и с картиной Леонардо».

И действительно, рентгеновские снимки копий Франка очень похожи на рентгеновские снимки картин Леонардо: и те, и другие напоминаю дым.

«Слои краски очень тонкие, поэтому рентгеновские лучи проходят сквозь них не меняясь», — сообщил Франк.

Кураторы выставки также считают, что версия Франка «убедительна». «Эта версия сопоставима с исследованием, проведенным лабораторией Лувра», — написали они в каталоге выставки.

Перевод: "Человек без границ".
Оригинал статьи находится на сайте Discovery.com




Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство