Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоЖивопись

Бедная Лиза. Улыбка Джоконды не дает покоя человечеству уже полтысячелетия

Сергей Сычев

Фото с сайта www.gzt.ruЗнаменитой картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза», или «Джоконда», исполняется 500 лет. Правда одни историки уже отметили эту дату в 2003 году, другие считают, что юбилей приходится на 2006 год.

Этому шедевру мировой живописи посвящено огромное количество исследований, романов, стихов, но до сих пор картина окружена тайной и завораживает миллионы людей загадочной улыбкой изображенной на ней дамы. И по-прежнему идут споры о том, кем на самом деле была эта женщина и что скрывается за ее улыбкой.

В прошлом году очередное сообщение о том, что разгадана одна из тайн картины, мировые средства массовой информации преподнесли как сенсацию. Однако итальянскому исследователю Джузеппе Паланти, посвятившему 25 лет изучению творчества Леонардо, удалось лишь подтвердить самую старую и распространенную версию, выдвинутую еще четыре с половиной столетия назад Джордже Вазари в своем труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

Приблизительно в 1503 году, как свидетельствовал Вазари, Леонардо «взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным».

Кто она?

Мона Лиза Джокондо (ее имя полностью звучало Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини) была неаполитанкой, дочерью знатного, но обедневшего вельможи Антонио Герардини. Ее муж Франческо дель Джокондо был зажиточным флорентийским торговцем шелком, и у них было пятеро детей.

Сомнения в том, что на картине изображена Джоконда, высказал еще в 1914 году французский исследователь Андре Шарль Копнье. В 1925 году итальянец Адольфо Вентура назвал свидетельство Вазари «плетеньем фантазий способного новеллиста».

В это время и появилось предположение, что художнику позировала Констанция д`Авалос. Затем на роль леонардовской модели стали выдвигать разных женщин – Изабеллу Гуаландо, Изабеллу д`Эсте, Филиберту Савойскую.

К 1957 году появилась еще одна претендентка на право называться Джокондой - синьора Пачифика Брандано, любовница Джулиано Медичи. Прелестная, веселая и воспитанная, она очаровывала окружающих. Ее часто называли Джокондой, что означает не только «жизнерадостная, веселая», но и «играющая». Согласно легенде она обладала дьявольским свойством притягивать к себе мужчин, забирая у них жизненную энергию. Кстати, исследователи отмечают, что во время работы над портретом у Леонардо резко пошатнулось здоровье.

Немецкий историк искусств Майке Войт-Луэрссен, выпустившая в результате 17-летних исследований книгу «Кто такая Мона Лиза?», утверждала, что Вазари писал о совсем другой картине, а на этой изображена Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская, представительница одной из могущественных семей Италии того времени, красавица, которая якобы была возлюбленной художника и даже тайно обвенчалась с ним.

Три года назад 56-летняя искусствовед из Германии Магдалена Зест заявила, что разгадала одну из тайн картины: по ее мнению, в основе знаменитого портрета лежит образ молодой авантюристки, известной по имени Катерина Сфорца, чей портрет за 15 лет до портрета Леонардо написал другой итальянский художник Лоренцо ди Креди. "Я считаю, что на обеих картинах изображена одна и та же личность", – утверждала уважаемая художница и признанный консультант многих немецких музеев.

Незаконнорожденная дочь миланского герцога Галеззо Катерина Сфорца была легендарной личностью, одной из самых известных куртизанок эпохи Возрождения. Она славилась не только своей красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей». В 15-летнем возрасте Катерина вышла замуж за Джироламо Риарио, племянника римского папы Сикста IV. После смерти дяди в 1484 году Риарио потерпел поражение в своих претензиях на папство, несмотря на то что Катерина с отрядом солдат сумела овладеть одной из величественных цитаделей Рима – замком Святого Ангела. Она пережила убийство мужа и любовника, смерть второго супруга Джованни Медичи, но не смогла пережить вознесения рода Борджиа, который в 1500 году захватил ее города Форли и Имола. Умерла знаменитая авантюристка и куртизанка в 1509 году в возрасте 46 лет.

Одна из самых известных версий в истории искусств - о том, что на картине изображен сам Леонардо. Апологеты этой версии считали: переодеваясь в женское платье и рисуя себя в таком виде, великий художник обнажил скрывавшуюся на протяжении всей жизни гомосексуальность. В 1986 году американская художница Лилиан Шварц, использовав перевернутое изображение его известного автопортрета, с помощью компьютера привела картины к единому масштабу таким образом, чтобы расстояние между зрачками на них были одинаковым. В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица. Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун.

Какая она?

На прошедшей в конце февраля 2003 года ежегодной конференции Американской ассоциации содействия развитию науки доктор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета заявила, что в основе портрета лежит лишь оптический обман. Все дело в существовании у человека двух «систем» зрения: центральной и периферической. Когда человек смотрит Моне Лизе прямо в глаза, то ее рот попадает в его периферическую систему зрения и очертания губ становятся размыты. А скулы выписаны мастером таким образом, что кривизна губ женщины усилена, и создают впечатление мерцающей улыбки.

Но Маргарет Ливингстон - далеко не первый ученый, пытавшийся проникнуть в тайну картины великого Леонардо да Винчи.

Так, в 1986 году сенсационное открытие сделал другой американский исследователь - Джон Асмус. Применив компьютер и собственный метод «усиления живописного изображения», он получил копию картины такой, какой она была сразу после создания. И к его изумлению оказалось, что на ней видно закрашенное художником ожерелье на шее красавицы, а на заднем плане - контуры гор с ледником на вершине. Но самое главное его открытие – знаменитая улыбка Моны Лизы была не раз подрисована.

В 1991 году французский скульптор Ален Рош решил воплотить творение Леонардо в мраморе. Но его затея провалилась. Не сумев передать черты Моны Лизы в трехмерном измерении, он понял, что это происходит из-за того, что они асимметричны. Поведал о своей неудаче приятелям-врачам. Один из них, известный специалист по болезням верхних конечностей Жан-Жак Котэ, обнаружил, что у женщины, изображенной на картине, паралич конечностей. Так же бездействует и правая часть лица.

Такой же диагноз - паралич лицевого нерва - поставил ей и крупнейший специалист-отоларинголог Кристофер Адур из Окленда. В своей врачебной практике он даже назвал этот паралич «болезнью Моны Лизы». О врожденном параличе лица Моны Лизы свидетельствовал в 1975 году и датский врач Финн Беккер-Христиан. Одно время ученые утверждали, что женщина «страдала болезнью Дауна».

По мнению японских врачей, во время позирования Мона Лиза страдала от высокого уровня холестерина в крови, свидетельством чему является типичный для недуга узел на коже между левым веком и основанием носа.

Вывод: женщина неправильно питалась и, возможно, была сладкоежкой. Согласно японской версии, она должна была с детства иметь слабое здоровье и умереть молодой от сердечного приступа.

В начале 1993 года среди историков искусства разгорелись споры: действительно ли Мона Лиза улыбается или она вот-вот заплачет. Возникшая новая версия утверждала, что дама готова разрыдаться от того, что ее только что побили.

По мнению американского стоматолога и эксперта по живописи Джозефа Барковски, Мона Лиза, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. После тщательного изучения картины эксперт обнаружил и наличие шрамов вокруг рта женщины. По его мнению, «выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».

В июне 1995 года канадский фотоэксперт Жак Фрэнк, проанализировав каждую крошечную трещинку возле рта и глаз Моны Лизы, заявил, что первоначально у нее была широкая, почти веселая улыбка, а нос красив и не так широк, как мы видим его сегодня. Дело в том, что со временем кракелюры (трещинки на холсте) трансформировали ее образ. Фрэнк отверг как «чепуху» другие теории, объясняющие тайну улыбки Моны Лизы, в том числе и ту, что женщина перед позированием занималась сексом и улыбается от удовлетворения.

А недавно американские ученые Кристофер Тайлер и Леонид Концевич пришли к выводу: таинственная улыбка Моны Лизы является следствием несовершенства нашего зрения. Оказывается, на наше восприятие картины влияют различные шумы. Они действуют на наш мозг примерно так же, как «снег» на экранах телевизоров. Когда мы слышим одни звуки – уголки губ женщины приподнимаются и кажется, что она улыбается. Когда слышим другие – у нее возникает печальный вид.

Пять веков ученые бьются над тайной портрета прекрасной флорентийки. А может быть, пришла пора оставить в покое бедную Лизу и просто любоваться этим загадочным творением мировой живописи.

Оригинал сообщения находится на сайте Газета.ru


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство