Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоЛитература

Рассказы без героя

Илья Барабаш

Представлять читателю Антона Павловича Чехова нет большой нужды. Так же как и его сочинения, знакомые всем со школьной скамьи. И тем не менее…

Кадр из фильма Человек в футляре. В роли Беликова - Николай Хмелев. Режиссер И. М. Анненский. 1939
Кадр из фильма "Человек в футляре". В роли Беликова - Николай Хмелев. Режиссер И. М. Анненский. 1939

Перед нами трилогия, увидевшая свет 110 лет тому назад. Три рассказа, прозвучавшие из уст трех человек: «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре», — неслучайно, наверное, написаны в стиле «рассказ в рассказе»: старые знакомые просто делятся историями из жизни, оставившими в них глубокий след. Именно так и стоит их читать — как воспоминания о минувшем людей, с которыми свела нас судьба. И если они рассказали свои истории, то ведь и нам найдется чем поделиться…

Чехов — один из самых удивительных русских писателей. Одной фразой он показывает то, для объяснения чего другим не хватит целой книги. Его время — странное время, впрочем, много ли изменилось с тех пор... И Антон Павлович сумел передать одну очень важную черту этого времени. Его особый дух, его безгероичность. Вспомните: Гамлет, Дон Кихот, Пер Гюнт, Фауст, Евгений Онегин, Печорин — они совершают ошибки, делают глупости, но все чем-то выделяются из общей массы. Они герои. Да те же Базаров, Раскольников, Тарас Бульба… Они думают, они борются, они совершают поступки. Не то у Антона Павловича Чехова. У него нет героев. Мы и имен-то его персонажей толком не помним. Он пишет об обыденности, о беспросветной жизни маленького человека, над которым смеется и плачет, потому что очень любит его, и ради этой любви пытается заглянуть в его душу, понять его и помочь ему… Да, да, именно помочь: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть», — пишет Чехов в своей записной книжке.

Кукрыниксы. Человек в футляре. 1941
Кукрыниксы. Человек в футляре. 1941

Сильнее всего поражает в рассказах Чехова этот трагизм обыденности, поражает бесконечно тонкое и точное чувствование души другого человека. Задевает не изящность выражений, не глубокие философские рассуждения и даже не реализм, а сама реальность, встающая в рассказах. Как будто не рассказы перед тобой, а сама обнаженная жизнь, сама душа человеческая, прекрасная и страдающая, на секунду приоткрывшаяся тебе. И нет на самом деле ничего трагичнее этой естественной будничности, в которой тонут души не персонажей, а вполне конкретных людей. Именно эти заурядные, обыденные вещи у Чехова рождают великие философские вопросы.

В записных книжках писателя сохранился набросок к «Крыжовнику»: «Посадил крыжовник осенью, зимою слег и уж не вставал. Глядя на тарелку с крыжовником: вот все, что дала мне в конце концов жизнь!» Неужели жизнь столь жестока к нам? Неужели это все, что она может нам дать?!

В конечном счете все три рассказа об одном — о футляре, который их персонажи надевают на свою душу, на свою любовь, на свои мечты. О страхе перед кем-то и чем-то, об упущенной любви… А на самом деле — и это самое незаметное поначалу и потому самое страшное — об упущенной жизни. И перечитывая вновь эти рассказы, которые вроде бы хорошо помнишь по давним урокам литературы в Бог знает каком уже классе, ты начинаешь вглядываться в самого себя. И удивительное дело! Может быть, самый главный смысл этих рассказов без героя в том, что читатель начинает ощущать героя, которого в них так не хватает, в самом себе. Ведь чтобы так писать о маленьком человеке, как пишет Чехов, нужно очень глубоко чувствовать, насколько человек велик, и верить в него. И пусть этот герой, который просыпается в нас, маленький, но он пытается прожить и воплотить то, о чем лишь вспоминают чеховские персонажи.

А если так, то «…во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»

«Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку… Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Спасибо Вам, Антон Павлович!


Обсудить статью в сообществе Читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство