Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоЛитература

И снится чудный сон Татьяне...

Ольга Наумова

Святки... Самые короткие дни — и самые длинные ночи. Самые весёлые и шумные праздники — и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: «ночь перед Рождеством», «крещенский вечер» — и даже у нас, забывших все или почти все традиции, что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое. В старину верили, что в такие ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Санта Клауса, Деда Мороза — старика с белой бородой, приносящего подарки. А вопросы о важном приняли вид гаданий.

Пусть мы забыли многое, однако не всё. Ещё и сегодня школьницы в рождественскую ночь кладут под подушку записочки с именами знакомых мальчиков. А в позапрошлом веке не только крестьянские девушки, но и барышни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. И совсем не обязательно искать в библиотеках описания святочных обрядов и гаданий. Давайте возьмём с полки томик Пушкина, поудобнее устроимся в кресле, зажжём свечу, откроем пятую главу «Евгения Онегина» — ту самую, где «зимы ждала, ждала природа»...

Помните, Татьяна, всем сердцем полюбившая Онегина, пишет ему бесхитростное письмо с объяснением в любви и получает отповедь, может быть и справедливую, но горькую. Однако любить и надеяться она не перестаёт...

Пришла зима, выпал снег...

И снится чудный сон Татьяне...
Настали Святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима...


Святки — период с Рождества (25 декабря по ст.ст.) по Крещение-Богоявление (6 января). «Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся», — писал один из исследователей народных обычаев. Стар и млад, девушки и парни, крестьяне и помещики — все участвовали и в ряжении, и в застольях. Вечерами собирались по домам, вспоминали старину, пели, гадали.


Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро,
Кому поём, тому добро
И слава!» Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.


Это подблюдное гадание. Пушкин не описал его подробно, поскольку в то время его знали прекрасно. После всех увеселений хозяева дома и многочисленные гости садились вокруг стола, покрывали его особой скатертью. На стол ставили блюдо с водой, а почетная сваха накрывала его платом. В блюдо она опускала маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька, а гости клали свои кольца, перстни, серьги. После этого под песни (которые так и назывались — «подблюдные») их вынимали из воды, а хозяин вещи определял по песне свое будущее. Гадали отнюдь не только о замужестве. Песни могли предвещать и бедность, и богатство, и радость, и несчастье, и болезни, и сватовство, и исполнение желаний, и дорогу и многое другое.

Песни, которые приводит Пушкин, не выдуманы им, они реальные, народные и известны по многим записям:


И снится чудный сон Татьяне... Кот кошурку
Звал спать в печурку:
«У печурке спать
Тепло, хорошо».
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!


Эта песня предвещала замужество, поэтому её всегда с таким нетерпением ожидали услышать девушки. Татьяне же выпала другая песня, на первый взгляд вполне благополучная:


У Спаса в Чигасах за Яузою,
Слава!
Живут мужики богатые,
Слава!
Гребут золото лопатами,
Слава!
Чисто серебро лукошками.
Слава!


Удивительно, но столь оптимистичная песня означала в гаданиях смерть. Что сулит она Татьяне? Смерть на пороге её дома — гибель Ленского, жениха сестры, скорый отъезд Онегина, крушение надежд, да и в каком-то смысле её собственную смерть: прежней робкой наивной девочкой Татьяна уже не будет. В конце романа мы увидим её совсем другой — гордой, строгой, неприступной, свято оберегающей в душе свою тайну: любовь.

Но всё это в будущем, а пока Татьяна надеется... И гадает.


Все самые «страшные», а значит, «верные», гадания происходили в бане
Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течёт так тихо, так согласно...
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в тёмном зеркале одна
Дрожит печальная луна...


Наступило время для следующего, более важного этапа святочных гаданий. Только те из девушек, кто во что бы то ни стало хотели знать свою будущность, решались пытать судьбу при помощи зеркала — наверное, самого магического предмета во всех традициях, помогающего увидеть скрытое. «Наведение зеркал» требовало полной тишины и покоя, а потому происходило всегда ночью. Обычно в тёмной комнате на столе ставили одно против другого два зеркала, между ними — две зажжённые свечи. Гадавшая должна была пристально, напряжённо всматриваться в конец получившегося коридора отражений. Кто-то так и не мог сосредоточиться, кто-то не выдерживал нервного и физического напряжения, кому-то являлся во сне возлюбленный, а кому-то — некое таинственное видение...Татьяна, наводившая зеркало на луну, не увидела в нём ничего. Её судьба хранила свои секреты.

Девичьих гаданий было великое множество. «Подслушивали» под окнами чужих домов или у церковных дверей и по характеру услышанного делали заключение о будущем: весёлый разговор — приятная жизнь, бранчливая речь — неласковый муж и так далее. Гадали башмаком — это уже у Жуковского: «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». Куда ляжет он носком, в ту сторону и будет отдана замуж его хозяйка. Гадали на поленьях — вынимали их наугад из поленницы и осматривали: гладкое предвещало хорошего красивого жениха; полено с шероховатой корой — некрасивого; в толстой, но хорошей коре — богатого; с сучками — большую семью... Слушали в полночь на перекрёстке, очертив вокруг себя магический круг: почудится звон колокольчиков, смех или весёлое пение — быть замужем, плач или унылое пение — к смерти.

А ещё выходили ночью за калитку и спрашивали у первого прохожего: «Как ваше имя?» Девушки верили, что суженый будет похож на него именем и лицом.


И снится чудный сон Татьяне... Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок её звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.


Блестящая ирония и здесь не изменила Пушкину: возвышенно-романтический тон повествования вдруг перебивается неожиданно простонародным именем «суженого». Над чем же иронизирует поэт — над наивностью Татьяны, пытающейся таким незатейливым способом найти подтверждение своим мечтам? Или над простодушием читателя, ожидающего уже бог знает какого романтического пафоса? А может быть, над тем, что мы, как и Татьяна, пытаемся в окружающем найти те загадочные знаки и силы, которые таятся в нас самих, только пропадают втуне — за невостребованностью. «В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне» (это уже Блок). Татьяна сберегла сокровище своей души — это мы понимаем уже в самом конце романа. Ну а пока она ещё с трепетом вслушивается в ответ прохожего...


Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне...


Баня — единственное помещение, где не было образов — икон. Именно поэтому все самые «страшные», а значит, «верные» гадания происходили там. Руководила девушками опытная старуха. Возможно, это отголоски древних обрядов, которые когда-то проводили старейшины рода. (Заметим, что в Святки языческое как никогда тесно переплетается с христианским: младенец Иисус, волхвы, Вифлееемская звезда, а рядом — «пришла Коляда накануне Рождества», Огненный змей, летающий за красными девицами... Да и само гадание — «волхвование» — напоминание о неких действах языческих жрецов-волхвов.)

Итак, Татьяна приготовила два прибора, хлеб, соль, ложки; не положила по обычаю только вилок и ножей. Около полуночи она собиралась сесть за стол и позвать: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать». И он должен был явиться, да ещё в том самом наряде, в котором будет на свадьбе... Множество страшных историй ходило о подобных гаданиях, не всегда они кончались благополучно. Неудивительно, что Татьяна всё же заробела.


В прошлом веке с нетерпением ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу
Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Легла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло всё. Татьяна спит.
И снится чудный сон Татьяне...


Даже такая маленькая на первый взгляд деталь, отмеченная Пушкиным, как снятие пояса, оказывается очень значимой: пояс во многих культурах — символ охранительного круга (вспомните гоголевского «Вия»). Поэтому, совершая «гадание на сон», одно из самых страшных, Татьяна остаётся беззащитной перед «нечистой силой», у которой, собственно, и пытались узнать будущее. Но она готова пойти на многое ради того, чтобы заглянуть за грань.

И снится чудный сон Татьяне...

Очень о многом успевает сказать поэт в этих нескольких строфах, описывая сон своей героини.

Сон связывает в единое целое весь роман, предвосхищая драматические события шестой главы, да и всю последующую судьбу героев. Сон пронизан сказочно-фольклорными мотивами, песенно-обрядовыми образами: заснеженный лес, хрупкий мосток через пропасть, медведь, «суженый», сидящий за столом в окружении чудовищ...

И не нужны никакие другие доказательства того, что Татьяна — «русская душою», что Пушкин — «самый русский поэт», а «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни».

Конечно, поэт блестяще знает русские традиции, но дело даже не в этом. Просто нужно быть по-настоящему, гениально «русским», чтобы несколькими мазками выразить волшебство святочных ночей и трепетную русскую душу, которая любит, надеется и верит несмотря ни на что...








Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»

Подписаться на журнал «Человек без границ»








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство