Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоЛитература

Реки, "напояющие вселенную"

Ирина Хаустова

Фрагмент памятника Тысячелетие России
Фрагмент памятника "Тысячелетие России"

Так недавно крещеные славяне стали называть книги, появившиеся в Древней Руси с приходом христианства. Новую религию несла в жизнь новая письменная литература, неслучайно большинство первых книг были религиозными. В них содержались «душеполезные слова», которые помогали прикоснуться к основным христианским истинам, к божественному миру, к высшей мудрости. Письменность и книга стали священными.

Однако обучение грамоте шло непросто. Князь Владимир, рассказывает летопись, создавал школы и под плач матерей «посылалѕ собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый просвещение Руси считал делом своей жизни, он открыл новые школы, при нем в княжеских мастерских и в первых русских монастырях начали активно переписывать книги, создавать библиотеки. Это время отмечено появлением древнейшего из дошедшего до нас творения русской литературы — «Слова о Законе и Благодати» (ок. 1050) митрополита Илариона. Иларион обращается к людям, «насытившимся сладостями книжными», а не к несведущим, и призывает их следовать в своей жизни христианским принципам. «То, что слышал ты, досточтимый, не для молвы оставил сказанное, но делом свершил: просящим подавая, нагих одевая, голодных и жаждущих насыщая, больных всячески утешая, должников выкупая» — по указу князя Владимира любой киевлянин мог принять участие в трапезах на княжеском дворе, а пищу для глубоких стариков и больных развозили по домам; одним из видов милостыни был выкуп пленных (рабов) и предоставление им свободы.

Первая из дошедших до нас русская рукописная книга — «Остромирово Евангелие» (1056–1057). Свое название она получила по имени новгородского посадника Остромира, дальнего родственника князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого. Этот шедевр древнерусского книжного искусства хранится сейчас в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Другая наша рукописная реликвия — древнейший философско-дидактический сборник «Изборник» 1073 года, созданный в Болгарии для царя Симеона и переписанный в Киеве дьяком Иоанном для князя Святослава Ярославовича. В нем даны ответы на самые разные философско-богословские, нравственные и исторические вопросы, а также собраны комментарии текстов Писания, разъяснения догматов христианского учения, пропагандируются нормы христианской морали.

Упав на благодатную почву, семена «душеполезных слов» прорастали в душах замечательных русских князей. Так, Владимир Мономах, избавивший на некоторое время Русь от княжеских междоусобиц, оставил в «Поучении» своим детям образ идеального русского князя — правителя, исполняющего высший закон, пребывающего всю жизнь в трудах, милосердного к другим людям, храброго в бою, не боящегося смерти. Интересно, что слова книга и князь имеют один корень кнети — «знать». И это неудивительно, ведь еще в языческие времена князьями называли старейшину, самого мудрого человека племени. Князь был жрецом — хранителем знания, а книга, предмет, с ним связанный, — «вместилищем знания».




Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство