Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоЛитература

Британская библиотека

Илья Бузукашвили

Британская библиотека
Британская библиотека

Старинные книги и древние манускрипты, уникальные автографы и документы разных эпох и культур, музей шедевров и десятки километров подземных книжных хранилищ — все это Британская национальная библиотека. 150 миллионов письменных свидетельств истории слова, прошедших сквозь века.

Записаться в Британскую библиотеку несложно. Достаточно иметь российский паспорт, указать интересующие тебя области знания, пройти короткое собеседование — и читательский билет в твоем кармане! Рядом со мной в читальном зале девушка из Италии изучала средневековые книги о волшебнике Мерлине и о рыцарях Круглого стола, а молодой англичанин рассматривал навигационные карты эпохи Возрождения...

Британская библиотека раньше была частью Британского музея, но с 1998 года обрела собственное новое здание в нескольких кварталах от него, на Юстон-роуд. Вместе с Библиотекой Национального конгресса в Вашингтоне и Парижской национальной библиотекой она входит сегодня в тройку крупнейших библиотек мира.

Хранится здесь не только письменное слово Британии, нынешней и древней, но также книги и рукописи, представляющие самые разные воззрения, религиозные традиции и культуры всего мира. Многим документам более двух тысяч лет. В фондах библиотеки — манускрипты из Индии и Китая, средневековые фолианты, редкие документы и издания времен «холодной войны».

Первое фолио Шекспира
Первое фолио Шекспира
Первая печатная Библия Гутенберга
Первая печатная Библия Гутенберга

Трогает и поражает бесконечная череда историй выживания многих редчайших книг. Как их хранили, оберегали, спасали — ради будущего.

Путь в выставочный зал музея Британской национальной библиотеки, где хранятся ее шедевры из шедевров, ведет мимо удивительной стеклянной башни в центре здания. Она пронизывает насквозь все его этажи.

«Это наша местная достопримечательность, — с улыбкой объясняет мне Хитер Норман-Зодерлинд, работник библиотеки и мой гид по ее залам. — Здесь находится собрание книг короля Георга Третьего. Английского короля. Видите, корешки их смотрят на нас сквозь прозрачные стены башни. Читатели, заказывающие книги, находятся внутри, в башне. А снаружи очень интересно наблюдать, как выписанные ими книжки, словно по мановению волшебной палочки, исчезают со своего ряда. Словно пропадают в никуда. Правда, выглядит очень смешно?»

Уже за другим стеклом, за витринами большого, погруженного в полумрак музейного выставочного зала, — сокровища Британской национальной библиотеки. Ее гордость. То, что просто невозможно держать в хранилищах за семью печатями и не показывать людям.

«Это Библия, напечатанная в типографии Гутенберга, — рассказывает Хитер. — А весь большой стенд посвящен истории развития книгопечатания в Европе. Это очень важно для нас. Ведь начиналось все с Гутенберга. И копий из первого печатного тиража Священного писания осталось немного в мире. Всего три, если я не ошибаюсь».

Рядом с первой печатной Библией Гутенберга — записная книжка Леонардо да Винчи. Открыта на странице, где маэстро делал наброски парашюта. Читать записи Леонардо можно лишь при помощи зеркала, так уж хитро задумал великий художник. Мог ли он представить себе, что в XXI веке его запросто будут читать безо всякого зеркала: работники библиотеки на своем сайте в Интернете сделали так, чтобы записки Леонардо были не только в оригинальном, но и в расшифрованном, то есть «раззеркаленном», виде.

О том, что мы все же в Лондоне, напоминает следующая витрина. Вернее, портрет Шекспира на одной из книжных страниц. «Было бы справедливо ожидать, что Британская библиотека обладает многочисленными оригиналами произведений Шекспира, — рассказывает госпожа Норман-Зодерлинд. — Но рукописей Шекспира не осталось. То, что мы имеем, — это экземпляры первого полного собрания его произведений, напечатанного его друзьями, так называемое Первое фолио. И еще один бесценный подлинник — автограф с подписью Шекспира. Жаль, что не в конце пьесы, а... на расписке о денежной ссуде для покупки дома. Но... Что есть, то есть. И это бесценно. Загадка и тайна Шекспира остается. Как и надежда, что в какой-нибудь старой, заброшенной художественной мастерской или на каком-нибудь чердаке однажды будут обнаружены оригиналы его рукописей».

Записная книжка Леонардо да Винчи
Записная книжка Леонардо да Винчи
Музыкальный дневник Моцарта
Музыкальный дневник Моцарта

Рядом с Шекспиром, в соседней витрине, — много разных автографов. Например, заявление Ленина с просьбой о выдаче ему читательского билета Британской библиотеки, когда он был в Лондоне в 1902 году. Подписано именем Якоба Рихтера. В целях конспирации. Дневник знаменитого англичанина, полярного исследователя Роберта Скотта открыт на последней странице. Скотт мечтал ступить первым на Южный полюс, но опоздал. Дошел до него лишь месяц спустя после норвежца Амундсена. То стало трагедией его жизни. Скотт и его товарищи погибли на обратном пути. «Ради Бога, не оставьте наших близких» — читаем мы сквозь стекло витрины его последние слова.

В прошлом году в честь 250-летнего юбилея Моцарта среди шедевров Музея книги Британской библиотеки появился специальный раздел, посвященный великому композитору. В коллекции автографов — небольшая записная книжка, куда Моцарт записывал увертюры всех своих музыкальных произведений. Одну за другой. В Интернете можно не только полистать электронные странички этой книжки Моцарта, но и послушать сами увертюры.

Справедливости ради стоит отметить, что коллекция Британской библиотеки включает в себя не только слово написанное, но и изреченное, а именно богатейший звуковой архив. Голоса великих авторов и актеров, писателей...

А самыми современными экспонатами в этой музейной «лавке древностей» Британской библиотеки оказались тексты песен «Битлз», записанные торопливым почерком Джона Леннона или Пола Маккартни. Слова, как только приходили, сразу выплескивались на бумагу, оказывавшуюся под рукой, будь то почтовый конверт или случайная открытка...

«Здесь у нас очень красивая и смешная коллекция этих автографов, — поясняет Хитер. — Такие мальчишеские штучки. Есть ЧYesterday“, ЧTicket to Ride“. Или, например, вот ЧA Hard Day's Night“ с исправлениями и зачеркиваниями на поздравительной детской открытке. Что ж, это тоже часть британской истории!»

Леди Джейн Грей
Леди Джейн Грей

Потом в уютном кафе библиотеки Хитер делилась со мной проблемами и насущными вопросами сегодняшнего дня. Похоже, они одни и те же у всех крупных библиотек мира. Хранение все растущей коллекции. Ее доступность в настоящем. И в будущем.

«У нас очень красивое здание, новое, современное, но мы растем. Каждый день. Километрами. Нам нужно гораздо больше пространства. У нас есть еще хранилище в Йоркшире на севере Англии. И мы продолжаем строиться. Под землей тоже. Но это очень серьезный вопрос. Наверное, подобным же образом обстоят дела в Государственной российской библиотеке в Москве...

У нас есть еще огромная коллекция газет со всех стран. Тоже каждый день новые поступления. Что с ними делать? Ведь невозможно собирать ВСЕ!»

Какими будут библиотеки будущего? Что нужно будет исследователю? Нужен ли ему будет большой зал, или он предпочтет работать в одиночку? Станет ли он заказывать книгу из подземных хранилищ, или ему достаточно будет открыть ее фотокопию в Интернете?

Британская библиотека старается быть на передовой — в том, что касается самых новых цифровых технологий. Уже сейчас у нее есть проект по архивации всего фонда библиотеки для Интернета.

Среди многих экспонатов музея Хитер показала мне маленькую книжку, которая, по ее словам, давно запала ей в душу. Молитвенник леди Джейн Грей, фигуры трагической в английской истории. Она оставила эту книжку перед своей смертью лорду Тауэру. С пометками на полях.

«Читаешь эти слова, и они трогают душу, — говорит Хитер. — И история становится живой, настоящей... Она входит в нашу жизнь, когда видишь подобные книжки. Эти строчки под стеклом — ты не можешь дотронуться до них, но видишь, что они реальны. Они были написаны чьей-то рукой... Здесь можно почувствовать связь с прошлым. За прошедшие века было создано, было написано так многоѕ Да, мы знаем, что такой-то король или такая-то королева жили в такое-то времяѕ Но читаешь написанные их рукой строки и понимаешь: то были реальные судьбы реальных людейѕ Со всего мираѕ И ты чувствуешь себя связанным с этим прошлым. А еще ощущаешь себя немножко маленькой. Ощущаешь себя внутри всей этой жизни. Ведь она продолжается».

Так и есть. Мы все любим книгу. Как рассказчика, учителя, друга. Но рядом с Великими собраниями книг к любви этой добавляется нечто еще. Таинственное. Ощущение сопричастности истории. Загадочное чувство связи человеческих судеб, времен.




Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство