Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоЛитература

"Бесы"

Илья Барабаш

Бесы

Если бы мне вдруг пришло на ум изучить историю России, особенно её последних два века, и найти истоки происходящего с нами сегодня, я бы обратился не столько к учебникам с их описанием политических, экономических и прочих потрясений, приключившихся с нами, сколько к русским писателям, художникам, философам. И, среди прочих, особенно к Достоевскому. Конечно, взгляд человека искусства в большой степени субъективен, это да. Куда ему против списка фактов, объективных законов и научного дискурса профессионального историка? Но ведь факты ещё не история, это лишь следствия, за которыми стоят идеи, вопросы, метания, поиски, наши страхи и мечты — вещи весьма субъективные, — и именно они определяют наше будущее. Великий писатель не описывает факты, он живет историей. И поэтому вполне может быть, что «Бесы» Достоевского дадут для понимания того, что происходило, да и сейчас происходит в России, со всеми нами, больше, чем любой учебник.

«Бесы» — один из последних и едва ли не самый значительный роман Федора Михайловича. Позади очень многое: Петрашевцы, «казнь», каторга, мучительные размышления о добре и зле, о человеке и Боге. Осмысляясь, все это преображалось во внутренний опыт, зрелость, глубину, преображалось в самого Достоевского, чтобы затем стать романом.

Автор, от лица которого идет рассказ, называет свое повествование хроникой. События происходят в небольшом губернском городе, где все на виду, — в таком малом масштабе легче проследить не только общую канву событий, но и вникнуть глубже во внутренний мир каждого героя. Роман не имеет завязки, она вынесена за его пределы, и это заставляет читателя так же выйти за границы текста, размышлять самостоятельно не только о книге, но и о себе и своем времени.

Удивительно — огромный многостраничный том иллюстрирует одну небольшую цитату из Евангелия от Луки, взятую в качестве эпиграфа. Помните, про изгнание бесов из одержимого на берегу озера? Гибнут те, в кого вошли «бесы», гибнут физически, гибнут морально. В финале как будто оплачиваются все счета, каждый получает заслуженное. Все, кроме одного (тут,по-моему, гениальное прозрение писателя), собственно главного героя — Петруши Верховенского, который просто исчезает за рамками романа, а значит, его счет ещё не закрыт, история продолжается, и дело его живет. Разве не актуально сегодня звучит из его уст: «Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш… Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши, наши… Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают!»

Не для маленькой статьи разбирать все богатство смысла и идей, вложенных автором в каждого персонажа. Но в целом — о чем этот роман? Может, о том, что любая революция происходит прежде в душе человека, а потом уж в политическом устройстве. О столкновении двух миров. В одном живут Степан Трофимович, Варвара Петровна, Кармазинов… В другом Петруша Верховенский, Николай Ставрогин, да и так, прочие людишки, как называет их автор. Есть и те, кто как будто колеблется между ними, например Шатов (даже фамилия неслучайная). Два мира, две идеи, а где граница? В отношении к понятию честь? Такому старомодному и непрактичному. В ответе на вопрос, что лучше: Шекспир или сапоги? На одной чаше весов возвышенные, но, увы, уже совершенно бесполезные речи Верховенского старшего: «…без науки можно, без хлеба можно, без одной только красоты невозможно, ибо совсем нечего будет делать на свете!», на другой — «Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза. Шекспир побивается каменьями» и «необходимо лишь необходимое» из разговора Верховенского младшего со Ставрогиным. Два мира — один прежний и, к сожалению, уже бессильный, живущий лишь в словах, неспособных ничего изменить. Другой — молодой и сильный, стремящийся к переменам, к прогрессу и в итоге ведущий в тупик. Здесь «новое», «прогрессивное» — вовсе не однозначно лучшее и благое. В этом проблема.

Бесы
Сцена из спектакля «Бесы» Малого драматического театра в Санкт-Петербурге

Но не нужно думать, что Достоевский просто клеймит (впрочем, вполне заслуженно) то, что в романе называют «прогрессивным». Может быть, один из главных уроков романа в том, что «новый» мир — это всегда результат усилий и действий или бессилия и бездействия «старых» людей. Ничего не происходит само собой. Если мы сегодня не создаем сознательно наше настоящее, не сеем и не выхаживаем старательно будущее, то кого обвинять в том, что в нем вдруг явятся «бесы»? Связь между поколениями рвется не по вине детей. Возможно, среди прочего Достоевский хотел показать и то, что младшие Верховенский и Ставрогин — закономерное продолжение своих родителей, как бы далеки от них ни были они на первый взгляд.

Да, страшно, когда идеей становится «…каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны». Но не менее страшно, когда действительно прекрасные идеи и ценности превращаются в бесплодные фантазии, теряясь во множестве слов. Когда за словами о возвышенном прячутся лишь раздутые амбиции. Или когда вообще нет идей, потому что в этой пустоте родятся чудовища, способные развратить и поглотить всего человека.

Да, страшна «насмешливая жизнь» Ставрогина, но разве можно серьезно относиться к тому, в чем не видишь никакого глубокого смысла и цели, настоящей ценности? И не столь же ли страшно жить, просто вписываясь в однажды заведенный уклад, отдавая все силы и все время тому, что «принято в обществе», подобно его маменьке Варваре Петровне?

Герои романа иногда напоминают детей, оставленных без присмотра, без отца. Забывших о ком-тоглавном, да, кстати, и о том, кто и зачем они сами. Может быть, в этом причина происходящего? Поэтому закончить хочется словами одного безымянного персонажа романа: «Если Бога нет, то какой же я после того капитан?» Лучше не скажешь.








Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»

Подписаться на журнал «Человек без границ»








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство