Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


ИскусствоЛитература

451 по Фаренгейту. Оптимистическая антиутопия

Илья Барабаш

Вы помните, какой вкус у дождя? А чем пахнут прелые осенние листья? Вы замечали поры на лице жизни? Да, для этого надо не торопясь и очень пристально вглядываться в нее.

В далеком 1953 году человек по имени Рэй Брэдбери, тогда тридцатилетний и еще почти совсем неизвестный писатель, опубликовал рассказ «451 градус по Фаренгейту». Этот вроде бы фантастический рассказ, написанный в жанре антиутопии (антиутопия изображает будущее в самых мрачных тонах, в противоположность утопии, идеализирующей его), рисовал будущее довольно пессимистично. Странное название объяснял эпиграф: «451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага». Что за бумага? — Книги, которые сжигают.

Рэй Брэдбери.
Рэй Брэдбери.

Полвека спустя в одном интервью Рэй Брэдбери скажет: «Не фашизм, свидетелем которого я был, подвиг меня на написание этой книги. А сожжение библиотек в Александрии 3000 лет тому назад. Библиотека для меня святое место. Я сам никогда не учился в колледже. Я вырос в библиотеке, которая, по сути, стала для меня университетом, и когда в глубоком детстве прочитал про сожжения библиотек в Александрии, меня это глубоко тронуло…»

Почему сжигают книги? В общем-то, вполне логично. Разве иной раз не задевают они наше самолюбие? Разве мало в них противоречий? Разве редко бывает так, что одна книга отвергает то, что провозглашает другая, тем самым запутывая нас? Да и ритм нашей жизни, развитие множества других источников новой информации все меньше оставляет нам времени на неспешное погружение в ту или иную тему. Это действительно делает книгу морально устаревшей и потому все менее актуальной.

Причина проста: мы хотим быть счастливыми и готовы уничтожить или хотя бы убежать от того, что мешает этому. «Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь все, что рождает тревогу. В печку! Похороны нагоняют уныние — это языческий обряд… Не будем оплакивать умерших. Забудем их. Жгите, жгите все подряд» — так поучает главного героя Гая Монтэга брандмейстер Битти.

Перед нами счастливый человек. Вместо звуков жизни у него наушники-«ракушки», вместо горизонта — телестены, вместо друзей — «родственники» из телепрограммы. Он живет не им придуманную, подслащенную жизнь, всячески убегая от самого себя и других. Как странно! Он пытается сделать жизнь как можно более гладкой и комфортной, а по сути дела вовсе перестает жить. Теряет нечто, что делает человека и человеческую жизнь действительно ценными.

Один из героев говорит: «Человек в наше время — как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают... Люди не имеют своего лица…»

Обложка книги юбилейного издания рассказа 451 градус по Фаренгейту
Обложка книги юбилейного издания рассказа "451 градус по Фаренгейту"

В этих условиях сообщения о том, что горожане все чаще кончают жизнь самоубийством, как ни кощунственно это звучит, внушают оптимизм. Это означает, что люди не совсем потеряли человечное в себе. Значит, где-то в глубине их души живет еще некий молчаливый судья, не позволяющий ей умереть окончательно. Возможно, это их единственное и последнее «средство» сделать действительно свой выбор… Это Брэдбери мастерски показывает на примере брандмейстера Битти и миссис Фелпс. Значит, есть надежда на перемены к лучшему.

Что же предлагает Рэй Брэдбери устами старого профессора Фабера? Тесно соприкоснуться с жизнью, пусть это и может принести боль. Настолько тесно, чтобы увидеть «поры на лице жизни», не торопясь за все новыми и новыми впечатлениями. И затем жить, делая свой выбор. А книги? Книги — это память, которой так не хватает Монтэгу и миру, в котором он живет. Неслучайно, наверное, книга, которую он спасает, — это Библия, одна из самых древних из известных нам книг. Символ памяти всего Человечества.

Но дело даже не в книгах. Скорее, дело в людях, которые создают эти книги, и в людях, которых эти книги создают. Точнее, в вас, дорогой читатель, да, да, не удивляйтесь. Именно в вас. И во мне тоже. Дело во всех нас, живущих более полувека спустя после издания этой книги. Ведь Брэдбери пишет о том, как мы, мы сами шаг за шагом приходим, не замечая того или замечая, но не особо протестуя (к чему нам проблемы?), к описанному им очень печальному будущему. К миру без глубины, без жизни, без памяти. Боже, как не хочется, чтобы это произошло…

«Не ждите спасения от чего-то одного — от человека, или машины, или библиотеки. Сами создавайте то, что может спасти мир, — и если утонете по дороге, так хоть будете знать, что плыли к берегу».


Обсудить статью в сообществе читателей журнала "Человек без границ"

Подписаться на журнал "Человек без границ"








Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru






На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство