Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости науки

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 12.02.2010

Индейцы-чумаши вместо дикарей оказались астрономами


Американские исследователи впервые обнаружили вырезанные на дереве рисунки местных индейцев-чумашей. Символы свидетельствуют, что чумаши изучали звезды и записывали свои знания на скалах и деревьях.
Индейцы-чумаши вместо дикарей оказались астрономами
Индейцы-чумаши вместо дикарей оказались астрономами

По местным легендам, так называемое «дерево скорпиона» покрыли резными значками ковбои. Однако американский палеонтолог Рекс Сейнт-Ондж (Rex Saint-Onge), который случайно наткнулся на него в 2006 году, сразу понял, что странные значки на стволе вырезали местные индейцы. Палеонтолог обнаружил старый дуб, насчитывающий несколько столетий, в рощице на горе Санта-Лусия в округе Сан-Луис Обиспо (Калифорния). Весь его ствол покрыт множеством значков, похожих, на первый взгляд, на ящериц или скорпионов. Над ними изображен огромный зверь, высотой почти в метр, и две сферы. «Я оказался первым, кто понял, что это работа чумашей», — рассказал Сейнт-Ондж. Этот местный народ оставил похожие рисунки на скалах, которые протянулись от Сан-Луис Обиспо через Санта-Барбару вплоть до Малибу.

«Дерево скорпионов» — единственные известные на сегодняшний день на Западном побережье символы и рисунки, вырезанные на дереве. Никто пока не может сказать, когда именно они сделаны. Возможно, их создали члены семьи чумашей, которая жила неподалеку от этого места и погибла во время эпидемии гриппа в 1918 году.

Астрономическая теория

Сейнт-Ондж занялся изучением дуба и вскоре обнаружил, что рисунок, скорее всего, изображает созвездие Большой Медведицы и указывает на ее положение по отношению к Полярной звезде. «Я всю жизнь занимался палеонтологией и смотрел на землю, а не в небо. В тот момент я практически ничего про астрономию не знал», — рассказал Сейнт-Ондж.

Палеонтолог быстро выяснил, что Полярная звезда находится всего в одном градусе от Северного полюса, и невооруженным глазом заметить ее суточное вращение из-за этого почти невозможно. Создается ощущение, что она неподвижна, а Большая Медведица вращается вокруг нее. По положению созвездия можно определить, например, время. Судя по всему, чумаши тоже заметили эти «звездные часы», и в значках на дубе отразились их знания об астрономии и космологии.

«Большая Медведица – это одно из самых крупных созвездий на небе, и индейцы должны были видеть его каждую ночь», — отметил Сейнт-Ондж. Палеонтолог пришел к выводу, что и знаки на дереве, и похожие наскальные рисунки не были творениями одурманенного разными средствами шамана (такая теория существовала на протяжении десятилетий): чумаши записывали свои знания о звездах.

40 лет назад ученые были более высокого мнения о чумашах

Сейнт-Ондж не первый исследователь, который предположил связь между рисунками чумашей и астрономией. В 1970−х годах такую теорию выдвинул в своей книге «Crystals in the Sky» антрополог Трэвис Хадсон (Travis Hudson). Он основывался на изученных им наскальных рисунках и на сведениях, собранных около века назад знаменитым этнографом Джоном Пибоди Харрингтоном (1884−1961). Однако тогда, около 40 лет назад, другие исследователи попытались проверить гипотезы Хадсона. «Многие из его выводов показались им неубедительными. Поэтому все стали весьма скептически относится к теории о том, что эти рисунки связаны с астрономическими наблюдениями», — рассказал антрополог Джон Джонсон (John Johnson) из Музея естественной истории Санта-Барбары.

В течение четырех десятилетий никто из ученых не решался продолжить начатые Хадсоном исследования, считая их бездоказательными. И так длилось до тех пор, пока Сейнт-Ондж не поделился своими предварительными выводами с Джонсоном. Антрополог был впечатлен результатами работы палеонтолога и начал помогать ему в исследованиях. Он изменил свою точку зрения и согласился с предположением, что наскальные рисунки, изучением которых он занимался всю жизнь, все-таки могут быть связаны с наблюдениями индейцев за звездами. «Я все еще не знаю, верны ли наши выводы или нет, однако мы продолжаем исследования, которые постепенно дают нам новые доказательства этой теории. А если мы сможем также обнаружить дополнительный этнографический материал, то наши предположения, наконец, обретут почву под ногами», — добавил Джонсон. Возрождение традиций.

К своему исследованию ученые также привлекли 79−летнего чумаша Джо Талаугона (Joe Talaugon), который побывал вместе с Сейнт-Онджем у дуба. По его словам, все традиции народа чумашей были «выкорчеваны» испанскими миссионерами, которые правили Калифорнией в течение 200 лет. Однако он считает, что сделанные учеными выводы помогут современным чумашам вспомнить свою историю. В последние годы сторонники «возрождения» чумашей активно занялись прошлым местного населения: они реконструировали каноэ, на котором индейцы отваживались выходить в море, издали несколько книг о языке чумашей, попытались восстановить их музыку и танцы.

Однако больше всего исследователей радует, что они смогли опровергнуть другую теорию о чумашах, которая существует уже давно: в течение столетий ученые считали местных индейцев лишь охотниками и собирателями. Сегодня уже можно утверждать, что общество чумашей было весьма сложным и развитым.

Результаты исследования Сейнт-Онджа, Джонсона и Талаугона опубликованы в последнем номере Journal of California and Great Basin Anthropology.




Оригинал статьи находится на сайте Infox












Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ