Дата: 08.12.2009

Объяснена причина необычного наклона Урана

Астрономам из Парижской обсерватории (Observatoire de Paris) удалось ответить на один из самых интересных вопросов о строении Солнечной системы – почему у Урана такой специфический угол наклона оси. До этого момента приоритетной считалась теория о древнем столкновении с протопланетой земных габаритов.
Уран во многом до сих пор остаётся для учёных загадкой. Уже выяснено, что они с Нептуном менялись орбитами, однако это не может объяснить того факта, что планета вращается под углом в 97 градусов к плоскости эклиптики (фото NASA/ESA/M. Showalter/SETI Institute).

Гвенаэль Буэ (Gwenael Boue) и Жак Ласкар (Jacques Laskar) обратили внимание, что подобный сценарий не может объяснить присутствие на орбите Урана как спутников регулярного типа (в экваториальной плоскости), так и нерегулярных, чья орбита отклонена. Тем не менее само наличие спутников может существенно изменять прецессию в зависимости от их массы и орбитальных параметров.

В опубликованной журналом Earth and Planetary Astrophysics статье (она также доступна на arXiv.org, PDF-документ) французские учёные доказывают, что наблюдаемый наклон Урана мог образоваться, если в прошлом газовый гигант обладал крупным спутником.

Перебрав в компьютере несколько тысяч возможных вариантов развития событий, астрофизики продемонстрировали, что в привлечении гипотетического планетного столкновения нет нужды. Если масса ныне отсутствующей луны составляла хотя бы 1% от массы самого Урана и обращался этот спутник на определённом расстоянии от планеты, этого было бы достаточно, чтобы "расбалансировать" её и постепенно изменить угол вращения. По расчётам исследователей, на подобный процесс могло потребоваться около двух миллионов лет.

Судьба же самого загадочного спутника неясна. Он с примерно одинаковой вероятностью мог быть "принят на буксир" другим газовым гигантом или врезаться в него. Также луна может до сих пор дрейфовать где-то во внешних пределах Солнечной системы – учитывая хаос, сопровождавший образование и буйное детство последней.

Читайте также о том, как исследователи наблюдали редкое положение колец Урана, и узнайте о загадках истории их обнаружения.

Источник: New Scientist