Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 07.07.2005

Далай Лама

Далай-ламе – 70 лет

Пьер Шамбонне

Борец за дело тибетского народа и духовный лидер планетарного масштаба, Далай-лама отмечает в эту среду свое 70-летие. Лауреат Нобелевской премии 1989 года, глава тибетских буддистов воплощает надежды 5 миллионов тибетцев, живущих в эмиграции или на своей родине, с 1950 года находящейся под властью Китая. После 46 лет его эмигрантской жизни в Индии Клод Левенсон подводит итоги деятельности "учителя мудрости".

- Далай-ламе 70 лет. После стольких лет жизни в изгнании и борьбе за права Тибета в чем состоит итог его деятельности?

- В 1959 году, когда он только что покинул страну, Тибет был совсем незаметной фигурой на мировой шахматной доске. Сегодня это не так. Я думаю, что эта перемена была результатом деятельности Далай-ламы, того интереса, который он сумел пробудить к своей стране и своему народу. Этим успехом он обязан своим личным качествам, своему учению, своим встречам и своей решимости.

- Как конкретно отмечается этот юбилей?

- Прежде всего, это религиозные ритуалы в Дхармасале, вокруг его резиденции. Тибетцы очень любят праздники, даже в нелегких условиях эмиграции. Такие же мероприятия будут проходить практически везде, где имеется тибетская диаспора. Но в самом Тибете контроль со стороны Китая еще больше ужесточен. "Внутренние" тибетцы думают о Далай-ламе, но у них нет никакой возможности как-то это выражать.

- Какой отклик может получить этот юбилей?

- Он очень важен, так как привлекает внимание к ситуации в Тибете. Этого и хочет Далай-лама. Самому вернуться в страну – не главная цель для него. Он хочет прежде всего спасти то, что еще можно спасти из тибетской культуры и цивилизации.

- Как относится Далай-лама к тому, что о нем так много пишет пресса?

- Интерес к Тибету для него важнее, чем интерес к его личности, о чем он всегда повторяет. Однажды он мне сказал, что ему, как простому буддийскому монаху, совершенно не к лицу гордиться своей популярностью у СМИ: это противоречит его образу жизни и учению.

- С тех пор как в 1989 году Далай-лама стал лауреатом Нобелевской премии мира, тибетское дело получило большой резонанс на международной арене. Что конкретно в этом плане изменилось?

- Это международное признание открыло перед ним двери. От Нобелевской премии не отказываются. Но нужно сказать, что ни у кого не хватило политической смелости со всей ясностью поставить вопрос о Тибете, несмотря на три резолюции ООН, признание Тибета оккупированной страной и резолюции Европейского союза с требованием к Пекину начать диалог.

- Чего не хватает для возвращения Далай-ламы в Тибет?

- Доверия Пекина. Далай-лама уступил, отказавшись от требования независимости в пользу реальной автономии Тибета. Но Китай продолжает осуждать его за "сепаратизм". Он отказывается его слушать.

- В конце июня в Берне прошла встреча между тибетскими представителями и китайскими властями. Начался ли процесс диалога?

- Это первый случай подобной встречи за пределами Китая и Индии. Можно констатировать, что это маленький шаг вперед, так как мы пока не знаем практически ничего о состоявшемся обмене мнениями.

- Далай-лама объясняет, что в демократическом Тибете его функция станет ненужной. Слышит ли тибетский народ эти слова?

- По правде говоря, нет. По мнению Далай-ламы, демократический Тибет не будет нуждаться в человеке, соединяющем в одних руках религиозную и политическую власть. С его точки зрения, институт далай-лам – это учрежденная людьми организация, созданная в определенный исторический момент, когда в ней была нужда. Он пытается убедить своих сограждан, что демократический путь гораздо больше подходит для современного мира.

- Учитывая тупиковость ситуации, следует ли большинство по тому демократическому пути, который рекомендует Далай-лама?

- После 46 лет эмигрантской жизни и при скудности конкретных результатов молодежь проявляет нетерпение и думает о вооруженном решении. Но тибетцы – сравнительно мирные люди. В Далай-ламе продолжают видеть единственного человека, к которому будут прислушиваться. Диссидентское движение остается маргинальным. Но оно свидетельствует о развитии самосознания тибетцев, которые склонны полностью вверять себя воле Далай-ламы, так как он – воплощение божественного принципа. Далай-лама же напоминает, что он – фигура преходящая и что народ должен сам почувствовать себя ответственным за собственную судьбу.

- Далай-лама имеет большой международный авторитет. Как вы сами воспринимаете его?

- Я думаю, что это один из самых выдающихся людей наших дней. Своей позицией и своими делами он указывает нравственную дорогу – в которой общество, возможно, очень нуждается, – помогающую найти себя и осознать свою ответственность. Это надежда, это исключительное сочетание человеческих качеств. Это другой взгляд на жизнь.

Оригинал сообщения находится на сайте: Inopressa.ru
Источник на сайте Le Temps









Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ