Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 21.11.2005

Проблемы глобализации и эсхатологии обсуждались на международной богословской конференции Русской Православной Церкви

Дискуссия на тему «Глобализация и эсхатология» состоялась 17 ноября в рамках международной богословской конференции «Эсхатологическое учение Церкви», которая проходила 14-17 ноября в гостинице «Даниловская». В обсуждении, которое вел председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), приняли участие богословы, священнослужители, религиоведы, журналисты, публицисты, представители общественных организаций.

Все выступавшие анализировали различные проявления глобализма, их влияние на духовную и культурную жизнь; многие старались не столько предложить ответы на вызовы глобализма, сколько правильно сформулировать вопросы, определить стратегические направления реагирования на все возрастающую мировую интеграцию. После программного доклада митрополита Кирилла обсуждение открыл религиовед, заместитель директора Департамента Министерства регионального развития РФ Александр Журавский. Он предложил рассматривать современную глобализацию в контексте исторических эпох, которые также можно расценивать как попытки «глобализации», и обратил внимание на разные формы реакции «локальных процессов», этнических и религиозных сообществ на интеграционные процессы. Тему разного рода «глобализаций» подхватили главный редактор сайта «Правая.ру» Илья Бражников и философ, председатель «Византийского клуба» Аркадий Малер. Первая из «глобализаций» -- христианская – была «спасительной для человечества», считает И.Бражников. Все же прочие – «варварские» -- разрушительны, а нынешняя, в постхристианском мире, основана на прагматизме и поиске политической выгоды, резюмировал митрополит Кирилл. Публицист считает, что необходимо «расширять зоны спасения». Ему вторил А.Малер, который говорил о необходимости «вселенской экспансии» православия и предложил считать Вселенским Московский патриархат. Митрополит Кирилл считает последнюю идею «сомнительной»: «Таким образом мы разрушим единство православия», убежден он.

Профессор МГИМО Андрей Зубов также уверен, что у концепции «расширения зон спасения» нет будущего. Секулярному глобализму можно противопоставить только интенсивную христианскую жизнь каждого верующего, готовность к самопожертвованию. Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич) также отметил, что наступление секуляризма возможно из-за маловерия христиан. «Мы стали жидкими», -- считает он. «Лучший ответ на глобализацию – изучение православного катехизиса: тот, кто любит Христа, не перепутает его с антихристом», -- уверен профессор МДА диакон Андрей Кураев.

Известный публицист и телеведущий Александр Архангельский поддержал высказанную в докладе митрополита Кирилла идею о том, что Церкви необходимо сформулировать «ясные ответы на простые вопросы», и сделать это надо «в тех формах, к которым привыкли люди», используя СМИ. Это особенно актуально, учитывая глобальную «растерянность» глобалистской эпохи, когда все ценности поставлены под сомнение и человечество стоит перед огромным количеством новых вопросов.

Политолог, профессор Высшей школы экономики Федор Шелов-Коведяев говорил о несостоятельности современной европейской социально-политической модели: она основана на политкорректности, которая сейчас «горит на улицах Парижа», имея своей оборотной стороной шовинизм. Он предложил верующим объединяться: должна быть создана новая коалиция с рабочим названием «Православный интернационал», а православные, в свою очередь, могут послужить ядром для объединения «здоровых сил внутри авраамической традиции».

Сотрудник РГГУ Алексей Юдин предложил православным богословам, анализирующим процессы глобализации, обратить внимание на опыт Католической Церкви, которая уже начала системное осмысление этих явлений, что отражено в посланиях Папы Иоанна Павла II, в обобщении опыта Католической Церкви в странах Азии и Латинской Америки. Тема общего христианского ответа на вызовы глобализма, «христианского контрпроекта» также стала одной из главных в выступлении А.Юдина. Он подчеркнул, что условием создания такого «контрпроекта» должно стать развитие диалога христианских церквей, преодоление кризиса экуменического движения. Единству христиан и необходимости «выйти на новый виток экуменизма» посвятил свое выступление в его позитивной части председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев.

Однако предлагались и другие стратегии противостояния наступающему глобализму. Так, Егор Холмогоров говорил о «политической эсхатологии православия», о насущности выработки «подлинного политического православия», которое бы встало на защиту «территории спасения». По его словам, для этой цели могут пригодиться и ядерные боеголовки (он оговорился было – «православные боеголовки», но добавил, что их необходимо освящать, чтобы «не произошло произвольного старта»). Тема «православной партизанской войны» не успела получить своего развития в рамках краткого выступления Е.Холмогорова. Реакция митрополита Кирилла на это выступление не заставила себя ждать: «Ядерные боеголовки – не самый лучший способ православного свидетельства. Пример христианской жизни будет сильнее всяких боеголовок». Архиепископ Августин также не согласен освящать оружие массового поражения: от него страдают невинные, однако «точное» оружие освящать можно.

Итог дискуссии подвел заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин. Он отмел идею боеголовок и конфронтации, подчеркнув, что православным христианам следует обсуждать тему глобализации со своими потенциальными союзниками – христианами иных конфессий и «многими мусульманами». Православную позицию по поводу глобализма надо четко сформулировать. Внутри государства власти «уже уважают мнение православных по некоторым вопросам». Надо добиваться того, чтобы православная общественность могла эффективно влиять на политику международных организаций, а для этого – формировать «пул российских неправительственных организаций». Учитывая возможности современных СМИ, Церковь должна «пробиваться, и очень сильно» на экраны телевизоров, а также направиться в школы и вузы – сейчас «здесь действуют те, кто пытается определять мировоззренческий выбор людей без их желания». Главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда также считает, что присутствие православия на телевидении и в общественной жизни не должно быть только «нишевым».

Оригинал сообщения находится на сайте Благовест-Инфо









Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ