Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Новости культуры и общества

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Дата: 31.07.2005

У православных будет один патриарх и два устава

Павел Коробов

В Москве закончился пятый раунд переговоров комиссий по преодолению разногласий между Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП) и Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ). О чем удалось договориться, «Газете.Ru» рассказал секретарь комиссии РПЦЗ протоиерей Александр Лебедев.

Как поссорились русские церкви
Размежевание церквей произошло более 80 лет назад. РПЦЗ была основана в 1922 году русским православным духовенством, эмигрировавшим из России после революции 1917 года...

– Комиссии РПЦ и РПЦЗ по преодолению разногласий между двумя ветвями русской церкви были созданы год назад. Удалось за это время договориться?

– Мне кажется, что чисто по-человечески невозможно никакими совместными встречами достичь 100-процентного разрешения абсолютно всех спорных вопросов. Да и не ставилась такая цель перед комиссиями. Важно было достичь соглашения по самым главным вопросам, разделяющим нас. На мой взгляд, в этом отношении многое было достигнуто, что и явствует из опубликованных документов, получивших одобрение священноначалия обеих сторон.

– По каким вопросам уже сняты противоречия?

– С самого начала переговорного процесса было решено заниматься в первую очередь вопросами принципиального характера. К таковым принадлежат вопросы церковно-государственных отношений и отношения Православной церкви к инославным и всякого рода межконфессиональным организациям. По этим вопросам была достигнута полная договоренность. По первому вопросу обе стороны решили осудить путь полного сервилизма Церкви перед тоталитарной властью, как не соответствующий Священным писанию и преданию и церковным законоположениям, а по второму вопросу осуждается синкретизм, сослужение, и размывание православной экклезиологии.

– Что осталось неразрешенным?

– Еще не закончился процесс переговоров по вопросам практического или административного порядка. Здесь идет речь и о тех «конфликтных ситуациях», которые разбираются даже в судах.

– Известно, что комиссии пришли к соглашению по статусу РПЦЗ, она будет самоуправляемой церковью. Что это означает?

– Это означает, что Русская православная церковь за рубежом будет продолжать существовать во всем ее теперешнем составе епархий и приходов, монастырей, учебных заведений, синодальных и других учреждений и будет, как и теперь, совершенно самостоятельно управлять ими. РПЦЗ сохраняет свое именование, свое независимое юридическое лицо и будет руководствоваться своим архиерейским собором и синодом под председательством своего самостоятельно избранного первоиерарха. РПЦЗ будет руководствоваться своим уже существующим уставом, в который будет внесено всего лишь несколько необходимых изменений, отражающих ее положение как самоуправлямой части поместной русской церкви.

Вместе с тем, несмотря на свою полную независимость в делах административных, просветительно-пастырских, имущественных и хозяйственных, РПЦЗ по утверждении предлагаемого акта о каноническом общении признает себя неотъемлемой частью поместной русской церкви, возглавляемой святейшим патриархом Московским и всея Руси. Такое положение является каноническим требованием или формальностью, так как зарубежная церковь никогда не претендовала на права автокефальной церкви, а всегда считала себя лишь свободной частью русской церкви, в отличие от плененной богоборцами церкви при советском режиме.

– Что будет, если всезарубежный собор не одобрит заключение комиссии?

– Необходимо помнить, что всезарубежный собор не является самым высшим административным органом РПЦЗ. Таким остается архиерейский собор. Во всезарубежном соборе помимо архиереев принимают участие представители клира и мирян. Однако высшей властью в церкви православной обладают исключительно епископы, так как церковь по своему существу не демократична, а иерархична. В связи с этим непосредственно после окончания всезарубежного собора откроется архиерейский собор, в котором будут принимать участие только архиереи. И только архиерейский собор может выносить окончательное решение об одобрении или неодобрении акта о восстановлении канонического единства русской церкви.

– Есть мнение, что слияние церквей приведет к расколу внутри самой РПЦЗ...

– Чаще всего высказывают мнение о неминуемом расколе в РПЦЗ те, кто уже отделился от нее. Среди них последователи господина Валентина Русанцова, именующего себя митрополитом Суздальским и Владимирским, а также разнообразные «мансонвильцы» — «лазаревцы», «варнавиты» и другие, прикрывающиеся добрым именем по старческой немощи ничего об этом не знающего 95-летнего митрополита Виталия. Все они надеются, что примирение между русской церковью в отечестве и за рубежом окажется неприемлемым для многих в среде зарубежной церкви, и они тогда вынуждены будут примкнуть к тем, кто уже отделился.

В действительности их мечты никогда не реализуются. Подавляющее большинство клира и паствы зарубежной церки любят и ценят своего первоиерарха митрополита Лавра и доверяют ему и правящим архиереям. Если будет принято решение об установлении евхаристического общения с РПЦ, они спокойно к этому отнесутся и будут радоваться, что разногласия между двумя частями русской церкви наконец преодолены. Возможно, что какие-то единицы уйдут в один или другой раскол или создадут новый, но это будут те, кто уже мысленно отверг всякую возможность примирения, а их уже и не переубедишь.

– В случае воссоединения РПЦЗ с РПЦ какова будет судьба приходов РПЦЗ в России и российских священнослужителей зарубежной церкви?

– Это один из тех вопросов, который еще обсуждается. Могу только сказать, что, как и было выражено в согласованных документах, по данному вопросу будет принято решение с проявлением максимальной икономии, то есть церковного снисхождения, так как речь идет о живых людях и их пастырях. Следует иметь в виду и то, что представители клира российских приходов принимают активное участие в переговорном процессе в качестве консультантов и что епископ Ишимский Евтихий уже третий раз будет принимать участие в самих заседаниях комиссий.

– Если произойдет слияние, что будет с собственностью РПЦЗ? Она перейдет к РПЦ?

– Вопросы о собственности вообще не входят в состав обсуждаемых вопросов. С самого начала было решено применять принцип сохранения status quo по всем имущественным вопросам. Таким образом, абсолютно никакой передачи собственности не произойдет.

– В случае объединения будет ли РПЦЗ отчислять какие-нибудь средства Московской патриархии, как это делают епархии РПЦ?

– Абсолютно никакие отчисления со стороны РПЦЗ в Московскую патриархию поступать не будут. Также никакой финансовой помощи от Московского патриархата зарубежная церковь не будет получать. Церковь за границей будет полностью самоуправляемой, то есть административно независимой, и будет, как и раньше, сама заботиться о содержании своих центральных органов церковного управления.

– Решен ли вопрос, касающийся спорных объектов недвижимости – например, в Иерусалиме?

– Переговоры по всем вопросам, касающимся спорных пунктов или конфликтных ситуаций, продолжаются, и сведения о них будут опубликованы по мере разрешения вопросов. Пока же решено избегать возникновения новых конфликтов, судебных дел и приступать к разрешению уже существующих конфликтов в духе экономии и братского взаимопонимания.

– Легко ли члены комиссии находят общий язык?

– Конечно, нет. Каждая сторона, да и каждый отдельный член комиссии, приносит к столу переговоров свой собственный взгляд на вопросы, свое собственное видение вещей, свою собственную историческую оценку событий, происходивших в течение тех долгих десятилетий по той или другой стороне разделения. Найти общий язык, понять своего оппонента, постараться проникнуться в его мировоззрение – дело нелегкое. Однако, и в этом я глубоко убежден, каждая сторона убедилась в искренности высказываний другой стороны, а еще более – в искренности их веры в необходимость преодоления разногласий (при сохранении своих принципиальных убеждений) для окончательного достижения общей цели: уврачевания ран, нанесенных столь продолжительным и болезненным вынужденным разделением.

Могу добавить, что, слава Господу, чем больше мы встречаемся, тем легче нам становится друг друга понимать и приходить быстрее к согласованному решению вопросов.

– Прибавит ли это объединение количество паствы зарубежной церкви?

– Мне кажется, что вопрос не совсем правильно поставлен. Вопрос не в количестве паствы зарубежной церкви, а в преодолении разделения,то есть он находится на совсем другом, духовном уровне.

Однако вполне возможно, что существуют некоторые верующие за рубежом, которых до сих пор отталкивало отсутствие единства между церквями. Некоторые из них, возможно, имели представление о том, что это разделение появилось на основании каких-то личных обид: мол, архиереи между собой переругались и не могут договориться. Или это все произошло из-за какого-то стремления к увеличению личной власти или для контроля над имуществом. В таком случае достижение желаемого единства сможет преодолеть их недоумения и приблизить к церкви. Тогда примирение сможет поспособствовать увеличению паствы зарубежной церкви.

–Если всезарубежный, а за ним и архиерейский собор весной 2006 года утвердят решения комиссии, то когда, на ваш взгляд, может произойти воссоединение двух частей русской церкви?

– Если всезарубежный и архиерейский соборы вынесут положительную резолюцию по этому вопросу и священный синод РПЦ, как ему и поручено, утвердит акт об установлении канонического общения, тогда торжественное подписание акта предстоятелями обеих церквей и их совместное служение может произойти очень скоро.

В заключение же хочу напомнить, перефразируя Священное писание: «Царство, разделившееся на себя, никогда не сможет процветать. Нет ничего более хорошего или красивого, чем когда братья живут вместе».

Оригинал сообщения находится на сайте Газета.Ru









Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru




__________
___

«Человек без границ»
рекомендует





Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ

Журнал Человек без границ