Журнал "Человек без границ". Скачать бесплатно

Каталог статей


Поиск по сайту

Поделиться статьей:



Скачать журнал Человек без границ бесплатно:

Скачать журнал Человек без границ бесплатно


Найди своего героя

Студия целостного человека

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ




Рассылки
Subscribe.Ru
Самое интересное в культуре и науке








Rambler‘s Top100

Яндекс.Метрика

Статьи

послать ссылку другу  Послать ссылку другу
small text
large text


Мир сегодняЗлоба дня

Сельский шаман был вынужден сбежать от суеверных односельчан

Фото с сайта www.mkafisha.ru

«Я ведь как колдуном-то стал... Меня односельчане на эту «должность» назначили. Выбрали, будто парторга!» - Анатолий Васильев встретил корреспондента у калитки своего маленького дома в поселке Агафоновка. Избушка-развалюшка куплена им недавно, поэтому в дом Васильев не пригласил - ремонт. Самым обжитым местом оказалась столярная мастерская на задворках. Моложавый пенсионер, совершенно не похожий на древнего волхва, и во время разговора все время брался подстругивать какие-то доски и чурки.

Посвящение в колдуны, как стало понятно из рассказа Васильева, было для него неожиданностью.

В начале 60-х годов прошлого века, закончив культпросветучилище по специальности «режиссер массовых представлений», Анатолий вернулся в родное село Завражье, Вологодской области. Едва ли не на следующий день молодой специалист по части увеселений был приглашен на свадьбу к товарищу. Естественно, ему пришлось играть роль дружки-тамады. Васильев как профессионал, решил внести в советский свадебный обряд элементы фольклора. Известно, что важнейшая обязанность дружки в стародавние времена состояла в «отвораживании порчи» от жениха и невесты и других членов свадебного поезда. Анатолий громко зачитал известные ему наговоры, веником счистил со ступенек загса перышки и щепочки, объяснив, что они могут быть «порчей». С полотенцем через плечо, и с плетью в руке - отгоняя бесов, прошелся вокруг свадебного стола.

«И вот ты подумай, - развел руками колдун - на следующий день после свадьбы является ко мне с другого конца деревни делегация - муж с женой. Просят мужику грыжу заговорить. Я отнекиваюсь. Они настаивают. Хорошо, прочитал над грыжей заговор: его знают все первокурсники, про «бел-горюч камень», который хвори забирает. Прошла грыжа, будто рукой сняло. Слух по окрестностям покатился... Я лишь потом понял, в чем загвоздка.

Дело в том, что на вологодчине христианская вера никогда не приживалась. Люди с незапамятных времен поклонялись культовым камням-валунам - их на территории области около восьмидесяти. Более того - к некоторым из них продолжают и сегодня относиться с благоговением, веря в их целебные и магические свойства. Словом, почти повсеместно царит совершенное язычество. Аптеками служат знахарки. Метеорологами, психотерапевтами, а в некоторых случаях и следователями - сельские колдуны. Это посредники между народом и языческими божествами. Основные функции колдунов: охрана от порчи участников свадеб, оказание магических услуг охотникам и рыбакам, поиск украденных вещей и пропавшей в лесу скотины. Кроме того, колдун должен знать и помнить все обряды, заговоры и ритуальные песни, способствующие обильному урожаю. Должен уметь вычислить календарные сроки магических действий. То есть, фактически, деревенский колдун является духовным наследником древнерусских волхвов.

Некоторые языческие обряды процветают и в городах

«Вот как со мной получилось: попал будто кур в ощип. - продолжил Васильев, подтачивая рубанок - Через несколько лет я понял, что от звания волшебника мне не отделаться. Стал соответствовать. В засуху выезжал с сохой речку пахать, если просят. Вспахать реку - к дождю. Перед сенокосом, если погода, наоборот, дождливая, выставлял посреди улицы специальный печной инвентарь: лопату для хлеба, ухват, горшки. «Печной» обряд просушивает небо. Часто просили на бересте написать и приколотить к дереву прошения к лешему: вернуть, например, заблудившуюся корову, подвести под ружье охотнику дичь. Или помочь не заблудиться в лесу, когда бабы пойдут по малину, или клюкву».

Однако это все сельская экзотика. Некоторые языческие обряды, как уверяет Анатолий, слегка видоизменившись, процветают и в городах. Например, любимый детьми в лагерях отдыха «Праздник Нептуна», не что иное, как древний обряд «мокриды» - призывание дождя.

- Вы так говорите, уважаемый колдун, будто сами верите в силу этих обрядов.

- Я разве говорил, что не верю? Я имел в виду, что стал колдуном из-за нелепицы, а потом-то сам убедился в эффективности заговоров и обрядов.

- Что ж, «вспаханная» старой сохой речка вызывает дождь, понятно. А если вспахать реку тракторным плугом? Грядет наводнение?

- Отступать от ритуала небезопасно. Например, я, вызвал дождь, спас урожай, а в соседнем районе посевы погибли. Надо быть осторожным.

Что интересно, и в христианском, и в колдунско-шаманском календаре, месяц декабрь очень значим. В ночь с зимнего солнцеворота, 21-22 декабря, язычники отмечают праздник самой длинной ночи - «Крачун». Заканчивается «Крачун» и начинается «Коляда» или, по-христиански, святки. Для колдунов эти дни остались, как прежде, чествованием Велеса - бога скотоводства, богатства и хозяйской мудрости. В его честь рядятся в звериные шкуры и тулупы. Впрочем, город также не остался в стороне от традиции: достаточно посмотреть на наборы новогодних масок.

Деревенские шаманы режут на Коляду жертвенного козла. Несъедобные части животного - голова, кости, хранятся до весны. Иногда они зарываются на полях, чтобы предохранить посевы от града, иногда кидаются в огонь во время грозы, чтобы молния не ударила в избу.

Но самые интересные колдовские обряды, по словам Васильева, конечно, на Рождество и Крещение. Только в рождественскую ночь можно принести к проруби коровью кожу, сесть на нее и загадать любое желание. Скажем, оказаться в доме будущего жениха, или на курорте Шарм-эль-Шейх, или в Государственной Думе. Лишь наступит полночь, вынырнут из проруби водяные бесы, подхватят кожу и помчат, куда велено. Но когда обратно полетят, будут спешить нырнуть в свою прорубь вместе со смельчаком. Надо не зевать и вовремя сказать: «Чур сего места!»

В бане живет самая мелкая нечисть

Все это сельский колдун рассказывал с улыбкой, признавшись, что сам такими экстремальными видами гадания никогда не занимался. Летать на шкурах - спорт для молодых. «По должности» ему приходилось проводить некоторые виды гадания в бане «по-черному». Кстати, едва переехав из вологодской области, он тут же на новом месте сколотил себе аналогичную. «А, вот покажу… - заторопился Анатолий - Через огород по тропочке. Славная баня!» Это невысокий сарай с очагом посредине. Над очагом, на железной сетке были грудой навалены кремниевые валуны. «Когда очаг топится, дверь в баню остается слегка приоткрытой и дым из парилки выходит через эту узкую щель. - объясняет Васильев - Новый человек, конечно, испугается: стены покрыты сажей в два пальца толщиной! Обвыкнуться надо. Зато как ковшик на камни поддашь - благодать! Пар сухой и никакого угару. Дым все микробы в бане убивает - стерильно, как в операционной. Очень молодит организм».

Гадание в бане считается самым действенным, так как, по поверьям, это излюбленное место обитания мелкой нечисти. «Банные духи, «банник» с «волосаткой», не любят пьяных. - поделился своими наблюдениями колдун - Могут с полка скинуть, одурманить, или просто лапой коснуться, напугать до икоты. С ними надо приветливо обходиться: поздороваться, поговорить».

За годы «службы» колдуном Анатолий Васильев скопил немало старых тетрадей с разрозненными записями заклинаний и ритуалов гаданий. Такие тетради хранятся во многих семьях в деревнях и небольших городах. Они представляют собой несчетное количество раз переписанные отрывки из старых книг, уничтоженных еще при отце Петра Первого, царе Алексее Михайловиче. Это так называемые Отреченные книги. «Громовник» с различными, по месяцам, предзнаменованиями о состоянии погоды, о будущих урожаях, болезнях, соединяемые с громом и землетрясением. «Молник», в котором собраны сведения, в какие дни месяца, что предвещает удар молнии.

«Коледник» - содержит приметы, определяемые по дням, на какие приходится рождество Христово и праздник Коляды. «Например, - порывшись в тетрадке зачитал Анатолий - «Аще будет Рождество Христово в среду - зима велика и тепла, весна дождева, жатва добра, вина много». Ну, в этом году не в среду… Есть еще выдержки из «Волховника» - сборника мелких примет. В нем описывается, что предвещает звон в ухе, воронье карканье, треск огня, вой собаки. «Метание» - книга гаданий посредством жребия».

Предсказать по шерсти собаки, какой будет зима, может и дилетант

На Святки в банях девушки с зеркалами гадают о женихах и о собственной судьбе. Еще льют воск в воду, загадав, что хотят узнать, а потом разглядывают изображение и ищут в нем признаки грядущего. Некоторые в гадальную ночь слушают под окнами, и какое слово прежде услышат, по тому и предсказывается судьба. Профессиональные волхвы, вроде Васильева, вопрошая будущее, бросают на землю три маленькие дощечки, у которых одна сторона черная, а другая белая. Если они ложатся вверх белою, то обещают хорошее, черная же предвещает беду.

В давние времена находились такие ведуны, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. Правда теперь «вынуть след» у человека считается самым недобрым умыслом. Нашептать умеючи над этим вынутым следом - значит, по-старинному поверию, связать волю того, чей след, по рукам и ногам. Васильеву, по его признанию, приходилось гадать, то есть - искать заблудившихся в лесу односельчан, при помощи простейшего маятника из гайки и нитки, карты местности и школьной линейки.

Практикует он и гадания по густоте и цвету собачьей шерсти. Как уверил колдун - это очень легко, было бы животное здоровым. Например, предсказать теплую или холодную зиму по шерсти сможет и дилетант. Для этих целей, а также для охраны подворья, Васильев держит огромную дворнягу с незамысловатой кличкой Рекс.

Кстати, в древности славянские жрецы гадали с помощью коней. Ожидая важного пророчества, коня принуждали переступать через копья: если он ступал правой, а не левой ногой, народ ожидал славы и богатства, всяческой удачи. Если конь-пророк ни разу не касался ногами девяти копий, когда перешагивал через них, это сулило прямо-таки немыслимый успех всякому предприятию.

«А уехать мне с вологодчины пришлось вот почему. - вновь взявшись за столярные работы, ответил на невысказанный вопрос колдун - При всем уважении к шаманам, отношение к нам двоякое. Фантазия у народа слишком бурная. Стали наговаривать про меня больше, чем есть на самом деле: «Колдун! С чертом водится!» Страстей напридумывали: будто я свадьбы сглаживаю, если меня вдруг не приглашают. Бред, в основном. Говорили, будто я превращался в сноп соломы, и зимой, в пургу, прохода путникам не давал - наскакивал на них с разных сторон. Якобы, в жеребца превращался. А главное: будто я оборачиваюсь волком и режу скотину. Стар я для таких пересудов. Погадал - выпала дальняя дорога».

Васильев уехал к сестре в Тамбовскую область, а потом перебрался в Поволжье. Кстати, считается, что если нет ученика, колдун может в крайнем случае наговорить все свои заговоры и тайные знания на старый веник. Теперь волхв-пенсионер мучается: кто ему подсунул веник мести крыльцо загса на той свадьбе у друга? Не может вспомнить.

Оригинал статьи находится на сайте Пресс-Атташе.ru






Журнал "Человек без границ". При цитировании материалов ссылка обязательна. Mailto: admin@manwb.ru





__________
___

На главнуюЖурналПодпискаО чем он?ИнформацияНаграды журналаНовый АкропольНаши книгиИздательство