Дата: 27.10.2009

Ученые измерили грозу

Исследователи из технологического института Флориды попытались разгадать одну из величайших тайн природы — происхождение молнии. Хотя считается, что по большому счету молния — это гигантская искра, и вести себя должна соответствующим образом, ученые отмечают, что иногда это далеко не так, пишет Innovanews.

Молния может неожиданно образоваться в грозовой области, где наблюдаются низкие электрические поля и в принципе не должно быть искр. А поскольку любая молния все-таки производится грозой, ученые гадают, что же они упустили из внимания.

Джозеф Дуайер, Хамид Расул и Мартин Уман опубликовали работу в издании Journal of Geophysical Research, озаглавленную «Удаленные измерения грозовых электростатических полей».

Измеряя маленький радиоимпульс, издаваемый космическими лучами, проходящими сквозь грозовой шторм, ученые поняли, что могут восстановить электрические поля, проходящие вдоль путей высокоэнергетической частицы. Это позволило им измерять любые возможные области формирования молний.

Одна из идей ученых заключалась в том, что грозы формируют мощные электрические поля, способные создавать искры, но эти области малы настолько, что их невозможно обнаружить и измерить. На протяжении десятилетий ученым не удавалось обнаружить такие области.

«Космические лучи — это высокоэнергетические космические частицы, которые постоянно дождем льются на нашу планету. Именно с их помощью нам удалось, наконец, произвести измерение грозы, — сообщил профессор физики и космологии Дуайер. — Грозы — это мощные и опасные области. Космические лучи позволили нам измерять их с безопасного расстояния, с земли, не заботясь о заземлении».

«Главной задачей было отыскать эти области с полями высокой напряженности, — пояснил Расул, профессор физики и космологии. — Но ведь грозы слишком большие, чтобы там удалось отыскать маленький карман с молниями. А потому наш метод — это настоящий прорыв».

Уже в ближайшее время ученые намерены провести ряд экспериментов по поиску источников молний. В случае успеха человечество, наконец, сможет разгадать одну из древнейших тайн на Земле.

Одновременно на Земле действует около полутора тысяч гроз, средняя интенсивность разрядов оценивается как 46 молний в секунду. По поверхности планеты грозы распределяются неравномерно. Над океаном гроз наблюдается приблизительно в десять раз меньше, чем над континентами.

В тропической и субтропической зоне сосредоточено около 78% всех молниевых разрядов. Максимум грозовой активности приходится на Центральную Африку. В полярных районах Арктики и Антарктики и над полюсами гроз практически не бывает.

Интенсивность гроз следует за солнцем: максимум гроз приходится на лето и дневные послеполуденные часы. Минимум зарегистрированных гроз приходится на время перед восходом солнца. На грозы влияют также географические особенности местности: сильные грозовые центры находятся в горных районах Гималаев и Кордильер.

По материалам Росбалт